Прекрасное двуязычие

Варвара Бубнова тридцать шесть лет жила в Японии, поэтому графика ее лаконична и изящна, но заражена фатальной русской безысходностью
Третьяковская галерея

Есть художники, чьи культура и талант видны в наискромнейших, пустячных вещах. Ранние авангардистские произведения Варвары Бубновой почти не сохранились. На выставке графики художницы в Третьяковской галерее на Крымском валу молодость Бубновой представлена парой работ, но даже скромного размера небрежной акварели «Человек, который страдает животом» достаточно, чтобы понять, насколько автор, шутя, умеет схватить главное. Синюшные краски адекватно отражают тошнотворное состояние едва различимого на листе страдальца.

В 1922 году Бубнова уехала к сестре в Японию и осталась там надолго, вернулась на родину, когда это стало возможным, уже семидесятидвухлетней. И в поздних литографиях и акварелях все так же видны талант, ум и художественная культура выпускницы Петербургской академии художеств (класс пейзажа) 1914 года.

Серия черно-белых литографий на японские сюжеты составляет больше половины выставки. И каждый лист – пейзаж или жанровая сцена – видится лаконичной, но законченной историей про тяготы жизни, одиночество, прелесть цветка и непостижимое величие гор. Большинство вещей японского цикла печальны. Черно-белые литографии Бубновой, разумеется, вдохновлены традиционными японскими картинами, написанными тушью, но, глядя на сценки «В вагоне III класса», «Разговор», «Из лесу», вспоминаешь и европейские рисунки углем, и социально озабоченных передвижников, и даже черноту вангоговских «Едоков картофеля».

Дальневосточной созерцательности в японских циклах Бубновой ровно столько, чтобы узнать место действия и национальность героев. В ее листах много больше скрытой страсти, эмоционального напряжения и мудрости, приобретенной не упражнениями в медитации, а преодолением жизненных невзгод, которых Варваре Бубновой за долгую жизнь пришлось выдержать в избытке.

Она, редкий случай, с годами не только совершенствовала мастерство, но и сохраняла в работах молодую витальность, не веселость, но стойкость. Поздние, написанные акварелью, пастелью и темперой портреты, пейзажи и цветы в стакане так же, как «Человек, который страдает животом», лаконичны, но наполнены силой и юмором. В них много легкости, которая обычно приходит со временем и мастерством, но Варваре Бубновой, кажется, была подарена вместе с талантом.

Камерная выставка, открытая к 125-летию художницы, составлена из вещей, принадлежащих Третьяковской галерее, Пушкинскому музею и трем коллекционерам. Собранные вместе семьдесят листов Варвары Бубновой говорят о возможностях графики и акварели, о восточном и западном, о природе и человеке не меньше, чем некоторые грандиозные выставки.