Вектор


Федеральная антимонопольная служба (ФАС) продолжает искать причины разразившегося в стране топливного кризиса. По мнению премьера Владимира Путина, в нем виноваты нефтяные компании, вступившие в сговор. Но те обвиняют друг друга: «Газпромнефть-Алтай» считает, что в топливном дефиците на Алтае (там кризис проявился наиболее остро) виновата региональная «дочка» «Роснефти» – «Роснефть-Алтайнефтепродукт», а та, в свою очередь, винит в произошедшем независимых участников рынка. Такие данные содержатся в распространенном вчера сообщении регионального УФАС, расследующего дело о возможном сговоре между «дочками» «Газпром нефти» и «Роснефти». «Газпром нефть» не выдвигает обвинений против других участников рынка, заверил вчера «Ведомости» представитель компании. Его коллега из «Роснефти» говорит, что кризис спровоцировали «независимые трейдеры, себе в угоду решившие воспользоваться ажиотажным спросом».

Нашли крайнего

Когда будет завершено расследование, УФАС не сообщает. Но даже если виновными будут признаны нефтяники, это не даст независимым владельцам АЗС никаких гарантий. Ведь ФАС уже дважды штрафовала крупнейшие компании, но ситуации на рынке это не изменило. Благодаря вертикальной интеграции крупные нефтяные холдинги могут позволить себе относительно быстро снижать цены на АЗС, компенсируя выпадающие доходы повышенной маржей в других сегментах бизнеса. У небольших независимых игроков такой возможности нет.

Связь без нарушений

У российских операторов появился повод понервничать – Роскомнадзор грозит усилить ответственность за нарушения. На вчерашнем заседании коллегии Минкомсвязи руководитель надзорного ведомства Сергей Ситников предложил заменить действующие фиксированные штрафы на оборотные. Установил, к примеру, незарегистрированную базовую станцию – платишь не смешные для компании 10 000–20 000 руб., а 1% от месячного оборота в данном регионе.

Операторы нередко регистрировали де-факто работающее оборудование, поскольку разрешения на его эксплуатацию можно было ждать месяцами. Но сейчас время оформления разрешительных документов сократилось, рапортовал Ситников, и будет справедливо ужесточить наказание.

Справедливо было бы заодно повысить ответственность и самого Роскомнадзора за ошибочные решения, наносящие ущерб операторам. Например, в июле 2010 г. это ведомство отозвало у «Скартела» (бренд Yota) право использовать полосы частот 2,5–2,7 ГГц – якобы разрешения на эти частоты были выданы компании сотрудниками Роскомнадзора с нарушениями. По этому поводу «Скартел» обращался в суд, а недавно заключил с Роскомнадзором мировое соглашение. Оно дает компании шанс получить частоты заново, но о возмещении недополученных доходов в нем ни слова.