Вектор


Россия манит BMW

Россия вновь, как и до кризиса, вызывает интерес у автопроизводителей, но теперь не только у компаний, специализирующихся на массовых моделях, но и у автоконцернов, работающих в премиальном сегменте. Вчера гендиректор BMW Норберт Райтхофер, выступая на собрании акционеров компании, заявил, что она намерена построить два завода: один – в Бразилии, а еще один – либо в России, Индии, Корее или в Турции. Разумеется, до конкретных проектов еще далеко, но заявление Райтхофера – признание важности российского рынка, который, согласно единодушному мнению экспертов, уже через несколько лет должен обогнать германский и стать крупнейшим в Европе. Прошлый год стал для BMW очень успешным – компания продала в России рекордные 20 584 автомобиля. Продажи продолжают расти – только за январь – апрель 2011 г. на нашем рынке было продано 7090 BMW, что на 17% больше, чем годом ранее. К слову, BMW в России уже собираются на калининградском «Автоторе», правда, с помощью отвертки.

Хорошо, но мало

Уровень использования пиратского ПО в России сократился в прошлом году на 2 п. п. до 65% – теперь наша страна сопоставима по этому показателю со странами Центральной и Восточной Европы, сообщила вчера международная ассоциация производителей программного обеспечения BSA. Среднемировой уровень компьютерного пиратства ниже – 42%, но хорошо уже то, что Россия вот уже шесть лет шаг за шагом его снижает, отмечает BSA. И впрямь еще в 2004 г., по оценкам той же ассоциации, нелегальными были 87% всех использовавшихся в России деловых программ. Минус 22 п. п. за семь лет – не такая уж плохая динамика. Но на этом хорошее кончается. В абсолютных показателях ущерб, который наносит правообладателям российское пиратство, растет ($3 млрд в 2010 г. против $2,62 млрд годом ранее). В статистике BSA по развивающимся рынкам Россия по-прежнему вторая по уровню пиратства после Китая (где этот показатель составляет 78%). Вдобавок обеление рынка может прекратиться. В марте 2011 г. президент Дмитрий Медведев предложил увеличить размер крупного вреда, причиненного правообладателю и влекущего уголовное преследование, с 50 000 до 250 000 руб. А воровство «по мелочи» – вроде установки лицензионной версии ПО на несколько компьютеров сразу – многие россияне и за воровство не считают, указывает BSA.

Подход к деньгам

Консолидация биржевой инфраструктуры, которую многие называли шагом к созданию в России международного финансового центра (МФЦ), оказывается, не связана с международным финансовым центром, заявил заместитель министра финансов Алексей Саватюгин, комментируя сделку по объединению ведущих бирж страны – ММВБ и РТС. «Хотел бы попросить и менеджмент бирж, и участников рынка не приплетать к сделке по объединению бирж международный финансовый центр. Он тут ни при чем, это чисто рыночное решение», – сказал Саватюгин. Те, кто согласился на продажу своих долей в РТС, не думали о построении МФЦ, а просто считали деньги, причем скорее всего не в очень долгосрочной перспективе, сказал замминистра о ведущих брокерах, подписавших соглашение с ММВБ. ЦБ же, по словам Саватюгина, выйдет в ноль из всех компаний группы ММВБ в течение двух лет после сделки.

У ЦБ и чиновников, судя по всему, иной подход к деньгам.

О выгоде низких цен

Ресторанная сеть «Росинтер» в апреле повысила цены – в результате средний чек вырос, а число посетителей расти перестало. Продукты дорожают, налоги и коммунальные платежи увеличились – пришлось поднимать цены, объяснила директор по связям с общественностью «Росинтера» Валерия Силина Reuters. В апреле рост сопоставимых продаж у «Росинтера» составил 4,4% против 6% за предыдущие три месяца. При этом в I квартале число транзакций выросло на 3,6%, а в апреле – всего на 0,3%. То есть клиенты старания «Росинтера» не оценили.

Розничная сеть «Магнит», отчитавшаяся днем раньше, избрала другую стратегию и получила противоположный результат. Ритейлер решил не перекладывать все затраты на покупателей и снизил в I квартале рентабельность по EBITDA с 7,6 до 6,3%. Зато выручка компании выросла на 53% до 75,05 млрд руб. Поэтому и EBITDA увеличилась на 27,3% до 4,74 млрд руб. «Трудно сказать, смогли бы мы вырасти настолько, если бы подняли цены», – сказал гендиректор «Магнита» Сергей Галицкий на телефонной конференции с аналитиками. «Нам понравился прирост продаж в I квартале, и мы не стали переносить на покупателя дополнительные затраты, вызванные повышением стоимости топлива и увеличением единого социального налога», – объяснил он. Правда, долго держать цены «Магнит» не сможет, предупредил Галицкий.