Бледный Кустодиев

Впервые аукционный дом MacDougall’s привез в Москву два десятка лучших произведений из приготовленных для торгов русским искусством в Лондоне
Е.Разумный

Британский MacDou-gall’s по объему продаж русского искусства может составить конкуренцию двум первым аукционным домам мира. Вслед за ними он решился привезти большую выставку топ-лотов ближайших (6–9 июня) своих торгов и даже сравнительно надолго оставить ее в Музее современной истории России. Так что в бывшем Английском клубе на время возник музейный уголок.

Туда попали понятные любому зрителю русские картины: «Сосновый лес» Ивана Шишкина (800 000–1,2 млн фунтов стерлингов), «На приеме в школу» Николая Богданова-Бельского (группа румяных детишек с блестящими глазками, 280 000–400 000 фунтов), суперсалонный «Найденный браслет» Генриха Семирадского (две гладко писанные красавицы в солнечных бликах, 250 000–300 000 фунтов), парные парадные портреты последней русской императорской четы, написанные Александром Маковским в 1903 г. (200 000–300 000 фунтов), а также вещи Рериха, Сарьяна, Нико Пиросмани.

Но первая звезда выставки и торгов – нежный, бледных тонов портрет широколицей девочки Ирины Кустодиевой, ласково и легко написанный ее отцом. Для темперного портрета цена назначена немалая – 1,2–1,8 млн фунтов. Однако картина Бориса Кустодиева действительно хороша – и сама встревоженно вглядывающаяся в зрителя девочка, и красивые швейцарские горы за ее спиной, и тарелка с яркими фруктами. Маленькая Ирина держит в руках персик, картина написана вскоре после смерти Валентина Серова, что дало повод MacDougall’s называть ее «кустодиевской девочкой с персиками». Звучит красиво, но картины Кустодиева и Серова так же мало похожи, как и изображенные на них девочки.