X5 чужое не нужно

Х5 Retail Group не хочет заниматься непрофильным бизнесом и выходить в другие сегменты розничной торговли. Вместо новых проектов, о которых мечтал прежний гендиректор компании Лев Хасис, ритейлер займется повышением эффективности своих сетей

Новый менеджмент X5 принял разумное решение, учитывая количество активов, которое группа должна интегрировать в краткосрочном периоде, считает аналитик Альфа-банка Ирина Прокопьева. В прошлом году ритейлер совершил крупнейшую сделку, купив сеть «Копейка». Кроме того, на инвестиционную привлекательность аптечного бизнеса с этого года негативно повлияли изменения в налогообложении аптечных сетей, продолжает она.

X5 Retail Group

розничная компания. Основные акционеры: «Альфа-групп» – 47,9%, основатели «Пятерочки» – 19,8%, менеджмент компании – 1,9%, казначейские акции – 0,1%, free float – 30,3%. Капитализация (LSE) – $9,88 млрд. Финансовые показатели (МСФО, 2010 г.): выручка – $11,25 млрд, чистая прибыль – $271 млн.

Продовольственная X5 Retail Group не будет торопиться с исполнением полученного еще в 2008 г. опциона на покупку сети аптек А5, следует из сообщения компании. Соглашение с акционерами аптечной сети действует до 2012 г. «Решение по реализации опциона мы будем принимать с учетом всех факторов, в том числе итогов предынвестиционной проверки А5, привлекательности аптечной отрасли и ожидаемого возврата на капитал в сравнении с инвестиционными возможностями в основном бизнесе», – цитируются в сообщении Х5 слова ее гендиректора Андрея Гусева.

Группа планирует сфокусироваться на повышении эффективности основного бизнеса (сети магазинов «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель» и др.), потому «не планирует выход в другие сегменты розничной торговли», говорит он.

Более высокая долговая нагрузка заставляет менеджмент X5 быть более аккуратным и последовательным в стратегии, добавила аналитик «ТКБ капитала» Наталья Колупаева.

Бывший гендиректор X5 Лев Хасис видел будущее розничной группы в расширении влияния компании в разных сегментах торговли. Так, в интервью агентству Reuters он рассказывал, что компания планирует создать универсальный интернет-магазин, похожий на мировой онлайн ресурс Amazon.com, и стать «номером один в стране».

Полтора месяца спустя после ухода Хасиса из X5 ритейлер избавился от основного актива в сфере интернет-торговли. В начале мая группа продала компанию «Айти бизнес» (интернет-магазины Bolero.ru и 003.ru) ее основателю, владельцу холдинга eHouse Вячеславу Улендееву.

Отказалась X5 и от других непрофильных активов.

В 2009 г. она открыла первый магазин «Смарт медиа» по продаже медийной и электронной продукции – от газет до мобильных телефонов, намереваясь сделать проект сетевым. Однако дальше пилотного магазина дело не пошло, он был закрыт больше года назад, уточняет представитель Х5 Светлана Витковская.

В январе 2010 г. X5 заключила соглашение о партнерстве со швейцарской парфюмерной сетью Perfumes Planet Switzerland (PPS). В соответствии с ним в магазинах Х5 планировалось размещать специализированные торговые зоны PPS по продаже парфюмерии и косметики площадью 15–30 кв. м. Но полгода назад развитие проекта было решено заморозить, сообщил источник в X5.

По итогам прошлого года X5 немного отставала по эффективности от своего главного конкурента – «Магнита». Рентабельность X5 по EBITDA составила 7,5% (у «Магнита» – 8,12%), по чистой прибыли – 2,4% (4,3% – у «Магнита»). При этом «Магнит», напротив, готов развиваться в смежных областях ритейла. Он решил создать сеть магазинов по продаже косметики и бытовой химии. Первый магазин формата «дрогери», торгующий средствами гигиены, косметикой и парфюмерией, под вывеской «Магнит косметикс» компания открыла в конце прошлого года, а за 2011 г. планирует добавить к нему до 200 новых точек. «Первые результаты [по тестовым магазинам] очень хорошие, поэтому мы думаем, что сможем взять быстрый темп по открытиям», – говорил гендиректор «Магнита» Сергей Галицкий.