Закон срезал прибыль


Каждый второй российский фармацевтический производитель и 63,5% иностранных констатируют снижение доходности своего бизнеса, выяснила компания Ernst & Young.

Вступившие в силу в прошлом году изменения в законодательство, усилившие госконтроль за динамикой цен на важнейшие лекарства, по-разному повлияли на российских и зарубежных производителей, свидетельствуют данные исследования российской фармацевтической отрасли, которое провела компания Ernst & Young (она опросила около 40 производителей, дистрибуторов и аптечных сетей).

У 37,5% производителей-импортеров снизилась не только прибыль, но и продажи (среди российских компаний снижение продаж признали только 16,7%). В первую очередь на снижение рентабельности повлияла методика расчета цен на жизненно важные препараты (ЖНВЛП, с 1 апреля 2010 г. они не могут стоить дороже, чем зарегистрованная в Минздравсоцразвития цена производителя плюс оптовые и розничные надбавки. – «Ведомости»), объясняет партнер Ernst & Young Дмитрий Халилов. После регистрации цены на некоторые препараты оказались ниже, чем раньше, подтверждает заместитель гендиректора Stada CIS Иван Глушков.

Российские компании даже выиграли от регулирования цен: доля отечественной продукции на рынке выросла по сравнению с 2009 г. с 23 до 24,2%, причем особенно заметно – в сегменте ДЛО (с 6 до 9,6%) за счет дешевых дженериков, говорит гендиректор «Фармэксперта» Николай Демидов. В целом же лекарства в прошлом году оказались единственной категорией продуктов в России, индекс цен на которые снизился – на 1%, сказано в презентации для инвесторов группы компаний «Протек» (ссылается на данные DSM Group).

Не заметили влияния законодательных изменений 50% российских производителей и 31,3% иностранных. Но при этом все 6,3% компаний, заявивших о росте продаж и прибыльности, – это импортеры. Среди отечественных производителей таких нет. В прибыли остались компании, которые запускали оригинальные препараты сразу в нескольких странах, а также те, кто сумел зарегистрировать цены на лекарства раньше конкурентов, объясняет Халилов.

К 1 апреля не были зарегистрированы цены на множество популярных брендов – например, средства от насморка ксимелин, отривин, длянос, противодиарейный имодиум, говорил ранее аналитик «Фармэксперта» Николай Беспалов: опоздание с регистрацией привело к перераспределению долей продаж в пользу других препаратов.