Спрос на специалистов по работе с большими массивами данных скоро зашкалит

К 2018 г. американские компании будут нуждаться только в 1,5 млн менеджеров (не считая других специалистов), обученных работать с большими объемами информации, выяснили консультанты McKinsey Global Institute. Сколько подобных работников понадобится в мировом масштабе, трудно даже представить

В 2010 г. мировые корпорации хранили более 7 экзабайт (миллионов терабайт) данных, а потребители – еще более 6 экзабайт. Для сравнения: суммарно это в 52 000 раз больше, чем хранится в библиотеке конгресса США, пишут консультанты McKinsey Global Institute в отчете Big Data: The next frontier for inovation, competition and productivity. Причем данные переполняют практически все секторы глобальной экономики. По оценкам консультантов, к 2009 г. каждая компания с числом сотрудников более 1000 человек хранила более 200 терабайт данных, что вдвое больше, чем содержало в 1999 г. хранилище данных Walmart.

Кто спасет

В большинстве отраслей, пишут консультанты, компании, умеющие работать с большими объемами данных, будут зарабатывать больше тех, кто с этой задачей справляется плохо. Но для того чтобы реализовать этот потенциал, понадобятся квалифицированные специалисты: к 2018 г. спрос на специалистов, способных работать с большими объемами данных, только в США может достичь 475 000 человек. Для сравнения: в 2008 г. в США работало 156 000 человек, получивших серьезную аналитическую подготовку. Такие специалисты – редкость, по оценкам консультантов, в 2010 г. американские университеты в сумме выпустили лишь около 25 000 профессионалов нужных специальностей.

Консультанты выделили три типа специалистов:

1) эксперты в области анализа данных, которым нужна глубокая подготовка в области статистики, искусственного интеллекта, навык превращать огромные массивы данных в полезную для бизнеса информацию;

2) менеджеры и аналитики, выступающие в роли квалифицированных потребителей информации, извлеченной из массивов данных;

3) обслуживающий персонал, способный разрабатывать, внедрять, поддерживать аппаратное и программное обеспечение, необходимое для хранения и использования данных.

Как ожидают консультанты, предложение специалистов во всех трех сегментах будет одним из ключевых ограничений на пути экономического роста.

К 2018 г. дефицит высококвалифицированных специалистов по обработке данных может достичь 140 000–190 000 человек. Столь масштабный дефицит не устранится сам собой – придется заниматься переподготовкой сотрудников и, возможно, привлекать специалистов из-за рубежа.

Кто разбогатеет

Исследователи MGI выделили четыре сегмента экономики, в которых работа с данными может дать заметный эффект: здравоохранение, розница, производство и новая отрасль – обработка персональных геолокационных данных. В каждом из сегментов они оценили потенциальную выгоду от умелой работы с информацией.

Только в американском здравоохранении потенциальная выгода может составить до $300 млрд, а в европейских правительственных организациях – 250 млрд евро добавленной стоимости в год. Американские розничные торговцы смогут увеличить чистую маржу на 60%, в производстве можно достичь сокращения капитальных инвестиций на 7%, а издержек на разработку новых продуктов – на 50%, утверждают консультанты. По оценкам McKinsey, к 2020 г. только провайдеры геолокационных услуг смогут заработать более $100 млрд, а компании, предоставляющие смежные услуги, – еще более $800 млрд.

За чей счет

За счет внутренних ресурсов проблему не решить даже в США. Статистика, полученная McKinsey, показывает, что число выпускников нужных специальностей растет в Китае (на 10,4% в год в период с 2004 по 2008 г.) и России (на 1,5% в год с 2004 по 2008 г.), но детальной информацией о качестве и месте работы, например, российских выпускников они не обладают. Поэтому проанализировать соотношение спроса и предложения на кадровых рынках развивающихся стран консультанты не смогли, говорит один из авторов исследования – Майкл Чуй.

По его словам, уже сейчас специалистам, находящимся в одной стране, технически возможно обрабатывать данные, расположенные в другой. Но некоторые страны ограничивают права нерезидентов в области работы с определенными типами данных, отметил Чуй.

Потребность в специалистах, обучающихся, например, у нас на кафедре, растет, говорит Владимир Мхитарян, заведующий кафедрой математической статистики Высшей школы экономики. Выпускников, по его словам, уже недостаточно. Многие студенты уже с третьего курса начинают работать в аналитических подразделениях государственных и частных компаний. Спрос на таких специалистов в России и дальше будет расти, причем нелинейно, прогнозирует Мхитарян.

Потребность в профессионалах в области анализа и обработки данных растет очень быстро и это одна из причин, по которым «Яндекс» в 2007 г. открыл свою собственную Школу анализа данных, говорит Михаил Левин, менеджер академических программ «Яндекса». В 2007 г. набор состоял из 80 человек с небольшим конкурсом, а в 2010 г. – уже 120 человек с конкурсом до семи человек на место. В 2011 г. «Яндекс» планирует открыть отделения школы в нескольких городах, в том числе за границей. Статистика показывает, что примерно 50% выпускников школы приходят работать в «Яндекс».

По словам Левина, выпускники вузов, даже ведущих, в большинстве случаев требуют дополнительной подготовки, чтобы начать работу в компании уровня «Яндекса». Компания нанимает людей и на открытом рынке труда, но в последнее время сталкивается с дефицитом специалистов. Бороться с ним «Яндекс» планирует как с помощью расширения собственной школы, так и благодаря сотрудничеству с ведущими техническими вузами страны (например, МФТИ, ВШЭ, МГУ), говорит Левин.