Меценаты Медичи

Из Флоренции, одного из лучших городов-музеев мира, привезли в Кремль немного сокровищ, принадлежащих семье Медичи. Прославленное семейство знало толк в геммах, кубках и жемчуге
А.Махонин

Одностолпная палата кремлевского Патриаршего дворца – помещение нерадостное, низкосводчатое. Выставка «Сокровищница Медичи» сделала его еще мрачнее – наверное, за счет многочисленных портретов членов исторического семейства, начавшего с ростовщичества, правившего Флоренцией триста лет, выдвинувшего из своих рядов четырех пап на ватиканский престол и двух королев на престол французский.

Знаменитых портретов Медичи кисти великих итальянских художников к нам не привезли, но и представленные – полноценные исторические свидетельства. С них тяжело смотрят на зрителей очень некрасивые люди, они горды и высокомерны – за ними богатство, дающее власть.

Фамилия Медичи вызывает сложный букет историко-культурных ассоциаций, но выставка посвящена не коварным и жестоким банкирам, гонфалоньерам, герцогам и кардиналам, а щедрым меценатам, дальновидным покровителям художников, страстным коллекционерам.

Она собрана из нескольких флорентийских музеев, но строго – все показанные вещи принадлежали членам прославленного семейства, знавшего толк в художественных ценностях. Хронологически выстроенная экспозиция не потрафляет массовому вкусу – чтобы получить от нее удовольствие, надо внимательно рассматривать небольшие и очень старые предметы искусства.

Например, уникальную коллекцию камей тончайшей работы и сложнейшего рисунка. Пьеро Медичи (его портрет открывает выставку), прозванный Подагриком, как свидетельствуют современники, любил в одиночестве рассматривать античные камеи, это занятие стало для него анестезией при мучительных болях. В его время, в первой половине XV века, мастера резьбы камей достигли такого совершенства, что их работы путали с античными образцами. Историческая реликвия в этом разделе – гемма с портретом Джироламо Савонаролы, главного врага первых Медичи, блистательно вырезанным Джованни делле Корниоле.

Еще пример высочайшего мастерства флорентийских умельцев – две чаши, из лилового оникса и пурпурного цвета яшмы, такие монументальные при небольшом размере, что кажутся малыми архитектурными шедеврами.

Последние представители династии, жившие в XVII веке, как и их предки, любили драгоценные вещицы. Коллекция Анны Марии Луизы – на ней закончился великий род – исключительно барочная. Огромные жемчужины причудливых форм превращены в украшения в виде колыбелек, лодочек и жуков. Что же, по коллекции можно определить характер ее владельца – вещи, принадлежащие первым Медичи, утонченны и энергичны, последние предпочитали сумрачные диковины.