Трое сговорились

«АвтоВАЗ» и два его дилера в Чебоксарах оспаривают в суде решение антимонопольной службы. Весной управление ФАС Чувашии оштрафовало их за сговор, ограничивающий конкуренцию, общая сумма штрафа – более 16 млн руб.

ОАО «АвтоВАЗ»

Автопроизводитель. Основные акционеры: госкорпорация «Ростехнологии» – 25,1% голосующих акций (18,83% уставного капитала), Renault – 25% (25%), «Тройка диалог» – 25% (24,28%). финансовые показатели (МСФО, 2010 г.): выручка – 137,6 млрд руб., чистая прибыль – 3,6 млрд руб.

ООО «Диал-авто»

Дилерский центр Lada. Владелец (данные ЕГРЮЛ на 15.03.2010) – Александр Соловьев (100%). финансовые показатели (данные компании, 2009 г.): выручка – 379,8 млн руб., чистая прибыль – 657 000 руб.

ОАО «Чебоксары-Лада»

Автодилер. Основной акционер: ОАО «Лада-сервис» (92,98%). финансовые показатели (данные компании, 2010 г.): выручка – 828,7 млн руб., чистая прибыль – 23 млн руб.

«АвтоВАЗ» направил иск в Арбитражный суд Самарской области, сообщила вчера пресс-служба компании. Судебное заседание назначено на 9 июня, сообщается на сайте суда.

Львиная доля штрафа – 14,7 млн руб. – досталась автозаводу (постановление УФАС от 29 марта). До этого, 23 марта, управление оштрафовало вазовских дилеров «Диал-авто» и «Чебоксары-Лада».

Ранее антимонопольное ведомство сообщало, что в конце января признало «АвтоВАЗ» и «Диал-авто» нарушившими п. 8 ч. 1 ст. 11 закона «О защите конкуренции» (препятствие доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам) и все три компании – п. 5 ч. 1 ст. 11 (навязывание контрагенту невыгодных условий договора). Дело против трех компаний УФАС завело 24 декабря 2010 г. на основании жалоб сервисных станций Чувашии. Сколько поступило заявлений и кто именно жаловался, чиновник УФАС говорить не стал.

Антимонопольные чиновники нашли в типовых договорах купли-продажи автомобилей два незаконных пункта. За один из них, который отменяет гарантию изготовителя на автомобили, хранившиеся более шести месяцев после отгрузки с завода, понесли наказание завод и оба дилера. Другой пункт освобождает дилеров от обязательств по гарантийному обслуживанию вазовских машин, если клиент делал лакокрасочное или антикоррозийное покрытие не в сервисной сети «АвтоВАЗа». По этой статье «Чебоксары-Лада» признана невиновной: она вообще не делает дополнительную антикоррозийную обработку и сомнительным правом не воспользовалась. В результате штраф «Диал-авто» – почти 1 млн руб., а «Чебоксары-Лада» отделалась суммой около 500 000 руб. Штрафы рассчитывались исходя из выручки компаний от продажи автомобилей в Чувашии за 2009 г., пояснил сотрудник УФАС. «Нарушения стали возможными в результате скоординированных действий между «АвтоВАЗом» и его дилерами», – говорится в материалах УФАС.

«АвтоВАЗ» вчера не ответил на запрос «Ведомостей».

«Чебоксары-Лада» и «Диал-авто» также не признают свою вину, сказали «Ведомостям» представители обеих компаний. Они отказались комментировать подробнее, чем в исках, которые дилеры подали в Арбитражный суд Чувашии 28 и 29 марта соответственно. «АвтоВАЗ», как изготовитель, сам определял сроки и условия гарантийного обслуживания машин, у дилеров нет законных оснований изменять эти сроки и условия, говорится в исковых заявлениях. Закон этому не препятствует, «дилеры лукавят», говорит директор юридической компании T&K Legal Михаил Черепнов. Рассмотрение исков «Чебоксары-Лада» и «Диал-авто» приостановлено до вынесения решения самарского арбитража по «АвтоВАЗу», сказал сотрудник чувашского арбитражного суда.