Вектор


Газ по осени считают

«Газпром» поднял план по самым доходным поставкам – экспорту в Европу. Прежний прогноз на 2011 г. – 151,5 млрд куб. м, новый – 155 млрд, передал вчера «Интерфакс» со ссылкой на зампреда правления «Газпрома» Александра Медведева. Размер ожидаемой выручки топ-менеджер не уточнил. Но, скорее всего, намного выше прежней оценки. В феврале «Газпром» прогнозировал $53 млрд (при средней цене $352 за 1000 куб. м), а если брать новые объемы и апрельские оценки Минэкономразвития, выйдет $59–64 млрд (прогноз ведомства по ценам – $383–412). Впрочем, эксперты предупреждают: как минимум по объемам прогноз может не оправдаться. Да, в I квартале этого года у «Газпрома» очень вырос экспорт в Европу (+12% к прошлому году). И даже в первых числах мая – на низком сезоне – рост составлял почти 28%. Но все это потому, что европейцы заранее запасаются газом: цены в долгосрочных контрактах «Газпрома» растут вслед за нефтяными котировками с отставанием в 6–9 месяцев и к концу года должны прибавить почти 50% (до докризисных $500). И похожая ситуация уже была – в конце 2007 – начале 2008 г.

Что важнее?

Россия – крупнейший производитель нефти и газа в мире. Какое сырье важнее для страны, никто не обсуждает. Однако на следующей неделе такой вопрос, возможно, возникнет – при переговорах с Китаем. У «Роснефти» и «Транснефти» есть 20-летний контракт на поставку нефти в КНР (до 2030 г.), подписанный в 2009 г., и благодаря ему обе компании получили китайские кредиты на $25 млрд. Однако, как только начались поставки (в январе этого года), возник спор из-за формулы цены – китайцы настаивают на ее снижении и недоплачивают. Контракта на поставку газа в Китай пока нет: «Газпром» ведет переговоры с 2004 г., но главный вопрос – цена – до сих пор не согласован. «Думаю, что урегулирование корпоративного спора по поставкам нефти, конечно, будет способствовать ускорению переговоров по газу», – цитирует вице-премьера Игоря Сечина «Интерфакс». «РИА Новости» добавляет с его слов, что будет обсуждаться вопрос снижения стоимости нефти. То есть может получиться размен: уступки россиян по нефти в обмен на лояльность КНР по газу (ведь желающих поставлять газ в Китай очень много). Впрочем, сотрудники «Роснефти» и «Транснефти» уверяют, что идти на такие уступки компании не готовы.

Гламурный партнер

Телеведущая Тина Канделаки до конца года может купить 1% акций кировского Вятка-банка и станет партнером его совладельца Григория Гусельникова, бывшего менеджера Бинбанка. Гусельников уточнил, что текущую допэмиссию на 1 млрд руб. выкупит сам, а Канделаки будет покупать акции у него. «И у нее будет опцион на покупку в дальнейшем стольких акций, сколько она хочет», – сказал он.

После отъезда Евгения Чичваркина из России компания «Евросеть», скучая по былому эпатажу экс-владельца, обзавелась акционером из числа светских львиц – Ксенией Собчак (купила 0,1% акций за $1 млн). А чуть позже и новым креативным директором Иваном Охлобыстиным. Вероятно, финансовый рынок решил перенять этот опыт, ведь когда-то было можно набирать продавцов в банковскую розницу из крупных компаний потребительского сектора. Вот только продавать мобильные телефоны гораздо легче, чем кредиты и депозиты. К тому же банкирам придется учитывать и некоторую провинциальность банка, который базируется в Кирове, а также уровень проникновения телеканалов НТВ и СТС в этом регионе.

В поезде – как в самолете

Федеральная пассажирская компания (ФПК) РЖД запустит бонусную программу, рассказал ее гендиректор Михаил Акулов. Сделана она по образу и подобию бонусных программ авиакомпаний: пассажиры смогут копить бонусные баллы, которыми можно будет расплачиваться за билеты или услуги партнеров РЖД. Правда, доступна она будет ограниченному числу людей: с июня – пассажирам вагонов СВ и люкс, а с начала 2012 г. и тем, кто ездит в купе. Постепенно растет и комфортность поездов: уже 27% пассажирских вагонов оснащены вакуумными туалетами, которые не закрываются в санитарных зонах, почти половину вагонов оснастили кондиционерами. ФПК всеми силами старается понравиться пассажирам, поскольку конкуренция с авиацией все жестче. Несмотря на завершение кризиса, в I квартале она перевезла на 1,7% меньше пассажиров, чем годом ранее, – 23,9 млн человек. Число же пассажиров российских авиакомпаний за этот период выросло на внутренних рейсах на 10,3% до 6,1 млн человек, а с учетом стран СНГ – на 14% до 7 млн. ФПК убыточна из-за регулируемых государством тарифов на поездки в плацкартных и общих вагонах, в которых передвигается более 80% ее пассажиров, и привлекать людей скидками в купе и СВ она может очень ограниченно. Остается повышать комфорт и вводить дополнительные услуги – хотя бы и те, что давно есть у ее конкурентов.