Искусство побеждать: Инновационные технологии: Нанострой

Мост из композитов был построен в Германии за один день/ EXPOCLUB.RU

По данным исследовательского агентства Fredonia Group, в 2006 г. 1% всех произведенных в мире строительных материалов было создано с использованием нанотехнологий. Предполагается, что в 2011 г. доля строительных наноматериалов составит 7%, в 2016 г. – 19%, а в 2025 г. – 54%. В развитых странах, среди которых в 2025 г. может оказаться и Россия, это позволит сэкономить до 12% энергии.

В строительной отрасли применяются композитные и отделочные материалы, новые виды бетонов. Благодаря использованию мельчайших наночастиц улучшаются их износостойкость, прочность и гидроскопичность. Покрытия для фасадов с использованием наноматериалов, которые в силу крайне низкой смачиваемости поверхности отталкивают грязь, уже в ходу в некоторых странах. И в России некоторые поставщики предлагают краску, изготовленную с использованием нанотехнологий. Появляются разработки по добавкам в бетон и цемент, нановолокна добавляются в теплоизоляционные материалы. Технологии нано могут применяться в дорожном строительстве и инженерных системах.

Ирина Садчикова, директор по маркетингу компании «Rockwool СНГ», считает, что такие решения должны иметь право на существование, только если они обоснованы с инженерной и экономической точек зрения, а уникальные свойства и характеристики подтверждены независимыми испытаниями и лабораторными исследованиями авторитетных учреждений.

Генеральный секретарь Ассоциации российских производителей качественной теплоизоляции «Росизол» Александр Фадеев предупреждает: на рынке присутствуют товары-подделки. Некоторые компании, рекламируя свою продукцию в интернете, используют слово «нано», хотя в описании физических свойств этих материалов нигде об этом не говорится.

Пластиковые мосты

В настоящее время разработчики предлагают не один десяток материалов, созданных с использованием нанотехнологий. В основном это композитные или теплоизоляционные материалы, способные составить достойную конкуренцию традиционной продукции. Композиты на основе наноструктурированного углеродного волокна уже применяются на Западе. По коррозийной прочности они превосходят в несколько раз традиционные армирующие материалы (сталь, композиты на основе стекловолокна). В России один из видов этой продукции – углепластик известен давно, он используется в авиа- и космической промышленности, а с недавнего времени – и в строительстве. Кирилл Васильев, директор по продажам ХК «Композит», говорит, что углепластик может применяться при ремонте бетонных конструкций, в том числе мостов. В этом году с помощью этого материала отремонтируют мостовые сооружения на территории России.

Базальтопластик, выпускаемый чебоксарской компанией «Гален», – единственный российский материал, получивший признание на Западе (продукции присвоен международный сертификат British Board of Agrement). С его помощью в Белфасте в качестве эксперимента реконструировали старый мост. Базальтопластик не ржавеет, так как не содержит металла, кроме того, он в 3,7 раза легче металлов. То есть снижается нагрузка на фундамент постройки, почти в 2 раза уменьшается расход бетона. Материал может использоваться в дорожном строительстве, при укреплении береговых линий. В жилищном строительстве гибкие связи и фасадные дюбели «Гален» из базальтопластика на 30–40% сокращают теплопотери.

А первый в Европе мост из композитов открыли в июле 2008 г. недалеко от г. Фридберга в Германии. Для установки «пластмассового» моста длиной 27 м и шириной 5 м потребовался всего один день. Склеенный из стали и полимеров в единое целое в заводском цехе, он весит 80 т. Если обычные мосты требуют капитального ремонта через 15–20 лет, то ожидается, что этот прослужит без ремонта до 50 лет, поскольку используемый материал не боится коррозии.

Компания «Уником» производит модификатор дорожных покрытий с наномозаичной структурой «Унирем». Его получают, измельчая в порошок отработанные автопокрышки. Испытания показали, что дорожные покрытия с добавкой этого модификатора обладают высокой устойчивостью к образованию колейности и трещин, повышенной водостойкостью и ударной вязкостью. «Унирем» на 30% увеличивает межремонтные сроки при эксплуатации магистралей.

Томская компания «Манэл» совместно с Томским госуниверситетом развивает производство оборудования для создания наноструктурных неметаллических покрытий. Нанеся такое покрытие на конструкции вентилируемых фасадов, например, можно защитить их от коррозии на долгие годы. Покрытия выдерживают любые атмосферные условия и воздействие химических растворов, паров кислот и щелочей, морскую воду и могут без ограничений работать при температуре до +600 °С. Как говорят в компании, это нанощит для металлических и железобетонных конструкций.

Схемы финансирования

Производство инновационной продукции – дело затратное. Как продвинуть свои разработки на рынок? Способ первый – получить поддержку от госкорпорации «Роснано».

«Мы финансируем проекты, которые находятся на стадии коммерциализации или расширения, – говорит Дмитрий Лисенков, управляющий директор «Роснано». – Разработки на стадии научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), когда не известно, каким будет продукт, поддержки не получают. Нам важно четко понимать, есть пилотный продукт или организовано масштабное производство, когда возможен трансфер технологии, чтобы оперативно поставлять эту продукцию на рынки».

Корпорация использует несколько финансовых инструментов для поддержки компаний. Одна из распространенных схем – вхождение в уставный капитал. Доля «Роснано» в уставном капитале всегда меньше 50%. Как объясняет Лисенков, это позволяет производителям сохранять контроль за бизнесом. Кроме того, корпорация выдает займы компаниям, выступает поручителем по кредитам от банков. Это может быть и комбинация всего вышеизложенного. «И, конечно, мы помогаем привлекать деньги с рынка от наших партнеров, которые вместе с нами готовы участвовать в финансировании проектов», – добавляет представитель корпорации.

К примеру, для раскрутки композиционного материала «Препрег» (совместный проект госкорпорации и ХК «Композит» на сумму более 6,5 млрд руб.) «Роснано» внесла в уставный капитал 192 млн руб. и поддержала холдинг займом в размере 3 млрд руб.

Пока из 83 поданных в «Роснано» заявок получили одобрение для финансирования лишь пять проектов. Среди них – уже упоминавшиеся «Препрег» и модификатор дорожных покрытий «Унирем», пеностекло «Пеноситал», теплоизоляционный материал «ПЭТ-волокно», энергоэффективная светотехника «Оптоган».

Заявки на финансирование проектов проходят через горнило многих экспертиз, прежде чем попасть в Научно-технический совет (НТС), в который входят академики, члены-корреспонденты РАН, ученые. Если НТС отвечает «нет», заявка не получает дальнейшего развития. В случае прохождения через НТС проводятся финансово-экономическая, юридическая и другие экспертизы. Поэтому возможность прийти и получить финансирование под прикрытием термина «нанотехнологии» исключена, уверен Дмитрий Лисенков.

В «Росизоле» добавляют, что «Роснано» могла бы взять на себя миссию выявлять товары-подделки, а также выдавать сертификаты тем фирмам, которые подтвердили, что в их продукции использовались нанотехнологии.

Второй способ выйти на рынок – производить наноматериалы за свой счет. Недавно у «Rockwool СНГ» появилась разработка – сверхтонкая теплоизоляционная плита на основе каменной ваты и специального геля. Технология нано позволила значительно уменьшить толщину плиты, сохранив все характеристики изделия. Переяславский завод «ЛиТ» освоил выпуск энергосберегающей защитной пленки LitGlass, которая, будучи нанесена на окна, сохраняет до 40% тепла.

Способ третий – обратиться в банк. Кредиты предприятиям малого бизнеса в Москве выдают около 30 банковских учреждений (в том числе ВТБ, Сбербанк, Московский кредитный банк). Например, Росавтобанк кредитует своих клиентов по программе бизнес-развития от 7,5% годовых. Суммы займов в среднем от 1 млн руб.

Перспективы

Застройщики положительно относятся к инновационным материалам, но применять их не спешат – дорого. Нанопродукция дороже обычных материалов в среднем в 5 раз. Российские девелоперы в первую очередь обращают внимание на себестоимость, а с этой точки зрения разница в стоимости заложенных в проект материалов существенно не в пользу современных технологий, говорит Олег Исаев, начальник отдела маркетинга «Квартал эстейт». По его мнению, должно пройти время, чтобы архитекторы, конструкторы и проектировщики ближе познакомились с подобными стройматериалами и их свойствами и стали закладывать их в проектную документацию. Очевидно, потребуется и пересмотр некоторых СНиПов. Пока же работа ведется преимущественно на уровне экспериментальных разработок.

Сами производители наноматериалов считают, что высокая стоимость их продукции с лихвой окупится уже через несколько лет. Кирилл Васильев приводит пример: стоимость композитов в 3–4 раза выше обычных материалов, таких как сталь и дерево, к которым привыкли потребители, но благодаря тому, что они более прочные, долговечные, легкие, потребитель увеличивает срок эксплуатации объекта на десятки лет. Это позволяет при возведении, обслуживании и ремонте снизить примерно вдвое стоимость проекта в сравнении с теми же металлами.

Дмитрий Лисенков убежден: потребитель хочет получить более высокое качество жилья и более низкую стоимость владения, а нанотехнологии позволяют этого достичь.