Ориентиры: Тратят больше, чем зарабатывают

Москвичи тратят на шопинг на 25% больше, чем англичане.

Потребители вернулись, радуются ритейлеры, кризис закончился. Торговые комплексы строятся по всей России. Разморожено строительство в Ярославле, Воронеже, Липецке и т. д. Арендные ставки растут, новые торговые операторы стремятся в Россию. Все снова хорошо. Многие участники конференции REX просто-таки лучились докризисным оптимизмом.

Но если сравнить некоторые цифры, восторг как-то сходит на нет.

Средний москвич в год тратит на покупки 7619 евро (примерно 25 000 руб. в месяц), что на 25% больше, чем расходует на шопинг средний англичанин – 5760 евро. А немец укладывается в 5600 евро, рассказал Денис Соколов, руководитель отдела исследований Cushman & Wakefield. Вывод аналитика был прост: дорогие иностранцы, не бойтесь вкладывать деньги в строительство торговых центров в России! Кстати, средний россиянин на товары тратит 3571 евро в год, или немногим меньше 12 000 руб. в месяц.

Цифры удивительны, учитывая, что 40% населения России зарабатывает менее 10 000 руб. в месяц. Даже в Москве, которая уже давно стала отдельным государством в РФ, только половина получает более 25 000 руб. в месяц. Или люди оставляют в торговых центрах больше, чем зарабатывают, или эти совокупные 7 млн евро, или 280 млн руб., в месяц (при официальной численности 11 млн человек в Москве) тратит подавляющее меньшинство жителей столицы.

Вряд ли москвичу нужно тряпок больше, чем англичанину. Европейцы больше тратят на жилье, образование, чем на шопинг, говорит Соколов. Средний житель столицы тоже бы с удовольствием вложился в квартиру, если бы она была хоть как-то обозримо доступна. При цене под $5000 за 1 кв. м или ипотечных выплатах по 15 000–40 000 руб. в месяц в течение 15 лет идея собственного жилья становится совсем уж призрачной.

Сравнение с Европой можно продолжить. Суммарный объем заработной платы в России составляет около 30% ВВП, в европейских странах – не менее 60% (данные: профессор Овсей Шкаратан «Социально-экономическое неравенство и его воспроизводство в современной России», ГУ-ВШЭ).

В Европе бедным считается тот, кто получает меньше 60% среднего дохода по стране. Если считать по этой методике, в России таковых 40%. Соотношение доходов 10% самых благополучных россиян к доходам 10% самых бедных составляет 1:25, в Москве – 1:40 (данные Мосгорстата).

Показатель уровня доходов на душу населения в России хуже, чем в Бразилии и Мексике. И соответствует Перу, Боливии и Гондурасу, отмечает профессор Шкаратан.

Остается только утешиться покупкой новенькой кофточки. Хотя бы на это денег хватит. И москвичи дружно идут в моллы.

Но в этом году в Москве, как ожидается, будет введено еще меньше ТЦ, чем в прошлом, на уровне 350 000 кв. м (в 2010 г., по данным Cushman & Wakefield, было сдано почти 400 000 кв. м).

Зато в торговый сегмент уже пошли деньги. По данным Praedium Oncor International, на финальной стадии находится ряд инвестиционных транзакций на общую сумму около $500 млн. В Jones Lang LaSalle ожидают более $1 млрд инвестиций в ритейл до конца года. В прошлом году было вложено всего $410 млн.

В ближайшие 10 лет, как ожидают в Cushman & Wakefield, будет активно развиваться ритейл в Подмосковье. Этому способствуют дорожные пробки, высокие цены на жилье и ограничения мэра города на строительство внутри Третьего кольца. Население за МКАД растет, требования к ТЦ мигрировавших в более дешевые города-спутники москвичей – тоже. И ритейлеры уже ищут площадки на проходных трассах за пределами МКАД.

Лишь один пример. Компания Elt строит около Митина ТЦ «Отрада», нетипично красивый для стандартных торговых коробок объект по проекту английских дизайнеров. Раньше на этих площадях было производство. Девелопер – мебельная компания с 20-летней историей не смогла сохранить мощности, после кризиса этот сегмент так и не восстановился, жалуется гендиректор компании Elt Игорь Хрипков. Производить товар невыгодно, а торговать – наоборот.