«Пираты» взяли кассу в России

Четвертая часть «Пиратов Карибского моря» - «На странных берегах» — установила в России абсолютный рекорд по сборам за первый уикенд: ее касса составила $26,6 млн. Больше картина заработала только в кинотеатрах США

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)

По предварительным данным, за первый уикенд «Пираты» собрали в мире $346,4 млн, сообщила Disney Studios, что больше мировых сборов предыдущей части. Впрочем, в США последние «Пираты» оказались не так популярны, как прежние: в Северной Америке они заработали $90,1 млн, что на четверть меньше кассы третьей части. Впрочем, и производство «Странных берегов» обошлось студии дешевле, чем предыдущей части: $250 млн против $300 млн.

В России приключения капитана Джека Воробья побили рекорд уикенда: до сих пор лидером по сборам за первые несколько дней проката был «Аватар» Джеймса Кэмерона ($19,7 млн). Российские зрители потратили на последних «Пиратов», по данным журнала «Кинобизнес сегодня», $26,6 млн — больше жителей любой другой страны мира, помимо США. Важную роль для таких хороших сборов сыграл приезд в Москву на премьеру «Пиратов» исполнителей главных ролей Джонни Деппа и Пенелопы Крус, полагает аналитик «Бюллетеня кинопрокатчика» Николай Леонтьев: «Об этом написали многие СМИ — и фильму был обеспечен хороший пиар».

В этот уикенд стартует еще одна громкая премьера года — продолжение мультфильма «Кун-фу панда» (прокатчик — «Централ партнершип», ЦПШ). Желая получить для «Пиратов» как можно больше экранов, Disney даже потребовал от российских кинотеатров показывать в первую очередь его картину, отказавшись от «Панды», сообщило некоммерческое партнерство «Стратегия кино». Правда, как передала «Ведомостям» исполнительный вице-президент ЦПШ Злата Полищук, ультиматум не сработал: «Ни один из кинотеатров от “Панды” не отказался, за ней оставлены лучшие сеансы». Теперь прокатчик ждет, что картина станет новым кассовым хитом: в России зрители особенно охотно смотрят мультфильмы.

Последние годы Россия по результатам первых дней проката нередко становилась для фильмов голливудских мейджоров вторым рынком после США, говорит Леонтьев. Но затем сборы уменьшаются и в итоге нашу страну обгоняют Китай и европейские страны, продолжает он. Дело в том, что в России, с одной стороны, все еще недостаточно кинотеатров и фильмы соревнуются за место на экранах, а с другой — прокатчики из-за высокого уровня пиратства стараются выпустить фильм как можно скорее после мировой премьеры. И если европейские кинотеатры спокойно начинают показ блокбастеров спустя неделю-другую после премьеры в США, продолжая прокат по два месяца, то в российских кинотеатрах каждые две недели репертуар полностью меняется, объясняют эксперты.

В итоге единственная «большая картина», опередившая по совокупным сборам в России все другие страны, кроме США, — это мультипликационный «Шрек навсегда», говорит начальник отдела статистики журнала «Кинобизнес сегодня» Сергей Лавров. В России мультфильм собрал в прошлом году $51,4 млн, в мире — $752 млн. Впрочем, Россия часто оказывается вторым рынком в мире для фантастических фильмов со средним бюджетом — к примеру, «Скайлайна», «Пастыря» и «Легиона», добавляет Леонтьев.

В прошлом кинопрокатном году (начинается в декабре и заканчивается в ноябре) российские зрители потратили на билеты в кино более $1 млрд, что позволило рынку России и СНГ занять пятое место в мире по киносборам. В этом году вряд ли можно ожидать повторения рекорда, считает Лавров: доходы от продажи билетов не превысят $1 млрд из-за отсутствия таких крупных премьер, как «Аватар».