Инфраструктура: Города спасет лизинг

Автомобильным транспортом в России перевозится больше всего пассажиров, объем перевозок в 2010 г. составил 30 780 млн пассажиро-километров, что более чем в 2 раза превышает показатели железнодорожного транспорта – 1353,5 млн пассажиро-километров.
В сложившихся условиях реальным и эффективным инструментом модернизации пассажирского парка становится лизинговый механизм с государственным финансированием. Сейчас на рынке при участии государства работает только ГТЛК, запустившая программу лизинга пассажирского транспорта в середине прошлого года. Наши закупки автобусов составили 2,4% от общего их автобусов, произведенного в России в 2010 г.
Государственная транспортная лизинговая компания
Сейчас парк автобусов в России составляет почти 1 млн единиц. По данным ДОБДД МВД России, возраст автобусов в среднем девять лет. При этом в парке автобусов в возрасте более 10 лет – 57%, более 15 лет – 50%. Только 21% автобусного парка имеет срок службы до пяти лет. Более 51% автобусов эксплуатируются за пределами амортизационных сроков.
Все автобусы старше 15 лет исчерпали нормативный срок использования.
Темпы обновления парка автобусов в России составляют около 5% в год. Это не сильно отличается от западных стран, где темпы обновления составляют 5,5–7,5%, но там отсутствует импорт подержанной техники, которая не способствует реальному обновлению парка автобусов. Доля импорта подержанных автобусов на первичном рынке в 2010 г. составила 3%, причем их количество удвоилось с 739 в 2009 г. до 1518 единиц. Но большая часть парка – 82% – отечественные автобусы.
Основной причиной медленного обновления пассажирского парка является плохое финансовое положение транспортных предприятий. Стоимость проезда (от 9 до 24 руб.) уже достигла социально значимых пороговых значений и во многих случаях не покрывает затрат на перевозку пассажиров (от 9 до 22 руб. на пассажира). Это в свою очередь создает дефицит средств, препятствующий регулярному обновлению парка. С другой стороны, обслуживание старого парка влечет за собой дополнительные затраты автотранспортных предприятий, снижая их экономическую эффективность.
Для доведения парка автобусов до уровня хотя бы 2000 г. с учетом замены выбывающего парка требуется ежегодная закупка не менее 22 000 единиц в течение пяти лет.
В первую очередь необходимо отметить экономический эффект реализации такого рода программ. Общая стоимость техники, закупаемой в результате прямого государственного финансирования, составляет в среднем 8,7 млрд руб. в год, или 43,3 млрд руб. из расчета на пять лет. Если рассмотреть приобретение пассажирского парка в лизинг, обеспечивающего возвратность государственных средств и возможность их дальнейшего реинвестирования в эту же самую программу, инвестиции из федерального бюджета могут составить от 7,4 млрд руб. в первый год до 1,7 млрд в пятый год. В общей сложности бюджет программы может составить 22,1 млрд руб.