Инфраструктура: Миссия выполнима

Pricewaterhouse- Coopers

Аудиторская компания. Выручка (2010 г.) – $26,57 млрд. Насчитывает (июнь 2010 г.) 161 718 сотрудников.

Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что сегодня Россия должна модернизировать свою инфраструктуру. Однако России за редким исключением по-прежнему не удается привлечь так необходимые ей иностранные инвестиции.

При этом пока существует несколько болевых точек, на которые стоит обратить внимание:

– процедуры заключения договоров на поставки ориентированы в первую очередь на цену, а не на компетентность подрядчика и в целом поощряют чрезмерный риск в условиях, когда отсутствует адекватная система штрафов за некачественное выполнение работ;

– при разработке проектов не учитываются способы финансирования, в результате создаются проекты, которые не могут привлечь инвестиции;

– недооценивается важность проектной дисциплины и механизмов контроля.

И впереди нас ждут более фундаментальные перемены. Наиболее существенное изменение затрагивает основы российской экономики и движения капитала. Главный результат мирового финансового кризиса состоит в изменении международного банковского регулирования («Базель-3»). Принятие новых требований сделает финансирование долгосрочных проектов без государственной поддержки – например, в форме экспортно-кредитных гарантий – экономически невыгодным для регулируемых банков. Такие гарантии предоставляются только под проекты, соответствующие конкретным условиям, и не могут покрывать все проектные потребности в финансировании. Более того, в соответствии с новыми требованиями для получения западного финансирования большая часть проектной работы должна выполняться нероссийскими подрядчиками.

И здесь у России возникает возможность решить три проблемы одновременно: соединить инвестиционные программы пенсионных фондов, средства резервных фондов, формируемых за счет доходов от продажи нефти, и потребности в финансировании инфраструктурных проектов. Два новых постановления правительства РФ (№ 1016 и 1017) создают основу для такой взаимосвязи, предоставляя государственные гарантии, например, выпускаемым под инфраструктурные проекты облигациям. Эти бумаги смогут покупать пенсионные фонды, потому что они соответствуют инвестиционным стандартам ПИФов.

Это лишь небольшие признаки изменений в мире проектного финансирования, где необходимо переходить от большого количества разговоров к реальным результатам.