Железная дорога: Проблемы зрелости рынка

Идеальные условия для функционирования конкурентного рынка – это прозрачность принимаемых решений, достаточное нормативное сопровождение этих действий, прозрачность деятельности субъектов, оказывающих услуги, прозрачность ценообразования, а также качество и доступность для населения этой услуги.

Но есть и проблемы, возникающие при оценке зрелости и возможности создания рынка железнодорожных перевозок.

1. Основные принципы совершенствования законодательной базы. Принято постановление правительства № 764 «Контроль за стандартами раскрытия информации», вышло постановление правительства № 939 «О стандартах раскрытия информации в сфере железнодорожных перевозок». Сейчас завершается подготовка приказа ФАС по стандартам раскрытия информации. Действует постановление правительства № 643, где указаны порядок и методология построения тарифа. ФАС также подготовил новый законопроект «О внесении изменений в закон «О естественных монополиях», который сейчас находится в Госдуме. В нем предлагаются новые методы тарифообразования, в том числе метод доходности на инвестированный капитал. Предлагаются новые понятия и определения понятий по субъекту естественных монополий, порядок принятия решения о признании субъекта естественной монополией и применения к нему государственного тарифного регулирования и другие нововведения, с которыми можно ознакомиться на официальном сайте ФАС России.

Предполагается внесение изменений в отраслевое законодательство. В закон «О железнодорожном транспорте» и пресловутые постановления по основам операторской деятельности поправки готовит Минтранс, они касаются оборота и перемещения порожнего состава. Поправки в законодательство в части обеспечения доступа к объектам инфраструктуры вносятся в третьем «антимонопольном пакете законов», который сейчас проходит принятие. Также ФАС готовит приказ «Об утверждении форм, сроков и периодичности раскрытия информации субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок» во исполнение постановления правительства.

Основные принципы, исходя из которых должна строиться модель совершенствования законодательной базы, – баланс интересов потребителей и субъектов естественных монополий, повышение эффективности регулирования, направленного на сокращение сфер естественных монополий за счет создания условий для развития конкуренции. Предельные уровни тарифов должны позволять участнику рынка исходя из вложенных инвестиций и модернизации подвижного состава варьировать стоимость своих услуг и не нарушать ст. 10 закона «О защите конкуренции» о порядке ценообразования. Безусловно, речь идет о том, что тариф должен устанавливаться в отношении конкретного субъекта. В какой мере следует учитывать сетевой характер его деятельности, нужно обсуждать в ФСТ.

2. Формирование долгосрочной тарифной политики должно лечь в основу построения и формирования так называемого сетевого контракта, потому что необходим учет интересов всех участников рынка. Основной целью формирования долгосрочной тарифной политики, на наш взгляд, должно быть развитие объектов инфраструктуры в сферах естественных монополий, объектов на сопряженных товарных рынках, обеспечение удовлетворения долгосрочного и среднесрочного спроса, формирование стабильных благоприятных условий для привлечения инвестиций в строительство производственных объектов.

Основные принципы долгосрочной тарифной политики закреплены в законопроекте о внесении изменений в закон «О естественных монополиях» – и их принятие очень важно.

3. Расширение использования рыночных механизмов ценообразования и механизма саморегулирования. Применение в сферах естественных монополий механизмов ценообразования должно обеспечивать участникам рынка потенциальный уровень доходности не ниже, чем в других секторах экономики, с сопоставимым уровнем риска. Развитие механизмов содействия государства, государственная поддержка социально значимых, но коммерчески не окупаемых проектов, предсказуемость долгосрочной тарифной политики, ее скоординированность с другими составляющими государственной политики должны способствовать повышению инвестиционной привлекательности проектов в инфраструктурных секторах экономики на принципах возвратности осуществляемых государственных вложений.

Какие показатели, на наш взгляд, будут формировать и оценивать наличие долгосрочной тарифной политики? Это обоснованные при разработке долгосрочных схем программы перспективного комплексного развития, экономическая эффективность инвестиционных проектов, необходимые затраты на функционирование субъектов естественных монополий, надежность и обеспечение качества соответствующих товаров, услуг для потребителей и пользователей, скоординированное планирование строительства и ввода в эксплуатацию, а также вывода из эксплуатации объектов инфраструктуры субъектов естественных монополий и объектов потребителей, доступность для населения товаров, работ, услуг субъектов естественных монополий, обеспечение среднесрочного перспективного баланса между производством и потреблением товаров субъектов естественных монополий, создание для этих целей достаточной пропускной способности и мощности инфраструктуры естественных монополий, приоритет новых высокоэффективных технологических решений при реализации инвестиционных программ, скоординированное развитие магистрально-распределительной инфраструктуры в сферах субъектов естественных монополий, скоординированное развитие инфраструктуры производственных объектов в сопряженных сферах.

Следующий показатель – скоординированность долгосрочных схем и программ перспективного комплексного развития инвестиционных программ субъектов естественных монополий, публичность и открытость государственных инвестиционных стратегий и решений. Основное – это скоординированное построение вопросов, так называемый регуляторный контракт, который будет оформлять и финансово поддерживать предложения и мероприятия по сетевому контракту. Чтобы не было дисбаланса по поддержке отдельных видов транспорта, речь должна идти о скоординированной транспортной политике государства в целом.

4. Преодолеть барьеры для развития конкуренции возможно публичным обсуждением стратегических вопросов, доступом к инфраструктуре, раскрытием информации, созданием коммерческой инфраструктуры рынка, обеспечением взаимодействия транспортной инфраструктуры, независимостью регулирующих органов. Не должно быть координации и подчинения хозяйствующих субъектов с органами, которые их регулируют и участвуют в советах директоров. Необходим контроль за сделками по экономической концентрации. В Минэкономразвития создан департамент по так называемой оценке регуляторного воздействия. На наш взгляд, это интересный принцип, который заимствован из практики Европейского союза. Фактически он позволяет оценивать логичность принимаемых решений, их комплексный и системный характер.