Серьезные, фотогеничные

«Занимательные истории» – выставка фотодокументов о главных художниках послевоенной Германии
МДФ

Чтобы понять, чем могут быть интересны два этажа по большей части черно-белых фотографий строгих мужчин в брюках и рубашках, а иногда и при галстуках и не отличающихся специальной артистической эксцентричностью женщин, нужно знать, что значат рейнский регион и Дюссельдорф для истории искусства ХХ в.

Архив фотографий художников Рейнской области собирает фотодокументацию германского арт-процесса, в котором была задействована вся тяжелая бронетехника послевоенного европейского искусства: постминималисты и концептуалисты Ханс Хааке, Герхард Рихтер, Йозеф Бойс, суровый немецкий поп-артист Зигмар Польке, мрачный постэкспрессионист Георг Базелиц, группа «Зеро», «Флюксус» и другие, каждый из которых – явление, и центральное не выделишь.

Заметнее других в этом сдержанном фотоэпосе Йозеф Бойс, благодаря, естественно, шляпе, которая делает его узнаваемым, даже если он попал в кадр со спины в вернисажной сутолоке, и благодаря шаманскому умению аккумулировать вокруг себя загадочные предметы и толпы людей. По этим снимкам нам и представляются он сам и его искусство – зернистыми и черно-белыми, принадлежащими мифическому прошлому.

Выставка делится на секции: в разделе портретов, например, можно вывести среднестатистический образ великого немецкого послевоенного художника – мужчина за сорок в очках, каким мог бы быть бухгалтер, математик или философ (портреты Блинки Палермо, Герхарда Рихтера, Георга Базелица). В «Мастерских» можно оценить объем работ: Польке выводит точечки, Юккер забивает гвозди, Базелиц тешет из дерева. Если они дурачатся, то не теряя основательности, да и снято все как строгий документ: когда тот же Юккер запечатлен в коридоре Академии верхом на верблюде, это почти не смешно.

Но самый интересный раздел – «Выставки». Постминималистские объекты, расставленные, разложенные, наваленные в галерейных пространствах, невероятно фотогеничны: взять хотя бы снимок выставки Бойса в галерее Шмела или фотосерию с экспозиции работ Эрхарда Вальтера. Его минималистские «инструменты для процесса» – объекты из ткани, подразумевающие структурные трансформации с участием зрителя, – выстраиваются в целый комикс. И видно, что найденные тогда подходы к экспонированию, утратив, правда, свою интеллектуальную весомость, во многом определяют сегодняшнюю выставочную моду.