Инфраструктура: Ввести налог на пробки

Лондон занимает примерно полторы тысячи квадратных километров, в нем 7,5 млн жителей, и их число постоянно растет. На метро совершается ежедневно 3 млн поездок, на автобусах – 6 млн. Всего в городе 8500 автобусов, а также 66 000 такси, есть трамваи и легкая железнодорожная система, соединяющая центральную часть Лондона и пригороды. Неудивительно, что средняя скорость движения транспорта по улицам Лондона до введения специальных мер составляла 15 км/ч, как и 100 лет назад.

Низкая скорость

Если сравнить типичную улицу Лондона в конце XX в. с типичной улицей Лондона в конце XIX в., то на обеих улицах будет одна и та же средняя скорость – примерно 15 км/ч. В конце ХХ в. в Лондоне сложилась ситуация, когда средняя скорость не больше, чем 100 лет назад.

Однако с 2000 по 2011 г. доля частных автомобилей упала на 7%, использование автобусов выросло более чем на 40%, количество поездок на метро выросло на 7% в год, объем использования велосипедов – на 100% благодаря введению специальных суперскоростных полос для велосипедов. В целом объем трафика в центральном Лондоне снизился более чем на 20%. Причина в том, что мы взимаем так называемый налог на пробки.

В 2003 г. мы выделили центральный Лондон, въезд в который облагается налогом: с 2003 г. каждый водитель должен был заплатить 5 фунтов за въезд с понедельника по пятницу с 7 утра до 6 вечера, в 2005 г. стало 7 фунтов, сейчас уже 10 фунтов. Кроме того, с 2008 г. для грузовиков грузоподъемностью более 3,5 т с двигателем меньше, чем «Евро-3», въезд в эту зону каждый день обходится в 200 фунтов. Не платят только городские автобусы, мотоциклисты и велосипедисты.

На въезде в эту зону есть специальный знак, отмечающий ее начало. Над дорогой подвешена специальная камера, которая считывает регистрационный номер автомобиля. Водитель может платить налог раз в день, в неделю, в месяц, в год. Можно заплатить через интернет, или через sms, или через терминалы оплаты в магазинах.

Специальными мерами по борьбе с пробками стало выделение отдельной полосы для автобусов с приоритетным движением. Сейчас, если кто-то на эту полосу заехал, платит штраф в 250 фунтов.

С момента внедрения новой системы управления движением объем трафика сократился на 25%. В 2007/08 финансовом году мы получили 268 млн фунтов за счет налога на пробки, из них 137 млн, т. е. более половины, – это чистая прибыль. По закону мы обязаны использовать эти средства для улучшения транспортной ситуации в Лондоне, и большую часть средств мы вкладываем в автобусную инфраструктуру: 112 млн фунтов из 137 млн. При этом внедрение всей схемы управления движением обошлось в 200 млн фунтов – мы их получили от государства и вернули через полтора года.

В Лондон приезжает все больше людей, растет население. Резервы для борьбы с пробками с помощью новой инфраструктуры очень скромные.

Единственный ресурс – более грамотное управление дорожным движением, оптимизация работы светофоров, повышение объема использования велосипедов.