Авиация: Законы отстают от реалий бизнеса

ООО «Авианова»

Авиаперевозчик. Совладельцы – 51% ООО «Луч» (0,01% – Екатерина Чубаревич, 99,99% – Whitefish Aviation Cyprus Ltd), 49% – Whitefish Aviation Cyprus Ltd. Конечными владельцами называются Indigo Partners (49%) и «Альфа-групп» (51%). Финансовые показатели (РСБУ, данные «СПАРК-Интерфакса», 2009 г.): выручка – 159,57 млн руб., чистый убыток – 361,87 млн руб. Перевозки пассажиров (данные Росавиации, 2010 г.) – 1,3 млн человек.

Проблема доступности авиаперевозок в России сегодня активно обсуждается и в экспертных кругах, и на правительственном уровне – от ее решения во многом зависит дальнейшее развитие страны: экономики, внутреннего туризма, социальных связей между жителями разных уголков страны. На сегодняшний день российский рынок авиаперевозок недоразвит и отличается высокими тарифами, проблемами с безопасностью полетов и низким уровнем сервиса. Коэффициент транспортной доступности в стране составляет сегодня 0,23, в то время как в США и большинстве европейских стран этот показатель равен 2–3. Объем внутренних перевозок в России сегодня вдвое ниже, чем, к примеру, в Великобритании, хотя наша страна многократно превосходит Туманный Альбион по площади. Однако у российского рынка авиаперевозок огромный потенциал – и шаги, предпринимаемые в последнее время, могут дать ему импульс для развития.

Одним из инструментов стимулирования рынка авиаперевозок и повышения мобильности населения является развитие в России low-cost перевозок. В мире уже есть подобный пример – компания Southwest Airlines, крупнейший и старейший low-cost перевозчик США, который выполняет полеты исключительно по внутренним маршрутам. При этом, по статистике, каждый житель США совершает перелеты внутри страны дважды в год, в то время как в России едва ли один из шести жителей путешествует по стране воздушным транспортом.

Приоритетная задача на текущий момент – создать нормальные условия для развития low-cost перевозок. В первую очередь это касается законодательной базы – невозможно развивать современную модель low-cost перевозок, когда в стране действуют нормы, установленные 20–30 лет назад, – в части регулирования авиационных перевозок, подготовки авиационного персонала, аэронавигации, аэропортового обслуживания, других сферах.

Новые маршруты

В масштабах России первое, на что необходимо обратить внимание, – это развитие региональных перевозок, внутренних маршрутов между региональными центрами без стыковок в Москве. Основная проблема сегодня заключается в том, что открытие и развитие новых маршрутов требует от авиакомпании приличных средств, а период выведения их на рентабельный уровень достаточно длительный. Это в первую очередь сопряжено с рисками выхода в регионы, где воздушный транспорт развит слабо. Коммерческие риски в этом случае высоки, поэтому low-cost авиакомпаниям необходим гибкий подход в формировании расписания и его оперативной корректировки в процессе раскатки новых маршрутов. Сегодня же действующие нормы федеральных правил существенно ограничивают права авиакомпаний по оперативному изменению расписания в части переноса или отмены рейсов, даже при условии полного возмещения стоимости перелета пассажирам или предложения альтернативного маршрута.

Таможенные пошлины

Одним из основных факторов, сдерживающих активное развитие low-cost перевозок в России, являются действующие таможенные правила. Наиболее эффективными с точки зрения реализации low-cost модели являются воздушные суда Airbus A320 в максимальной моноклассной компоновке 180 кресел – флот «Авиановы» состоит из пяти таких лайнеров. Сегодня самолеты в такой компоновке попадают под таможенные пошлины в размере 20% от их стоимости – в совокупности с другими налогами переплата составляет более 40%. При этом традиционные авиакомпании, эксплуатирующие точно такие же воздушные суда в двуклассной компоновке (эконом и бизнес), с меньшим количеством кресел от уплаты таможенных пошлин освобождены. Подобная политика ставит low-cost перевозчиков в неравное положение с традиционными авиакомпаниями и серьезно тормозит развитие доступных перевозок в стране.

НДС на внутренних перевозках

Не лучшим образом обстоит ситуация с НДС – международные перелеты НДС не облагаются, в то время как на внутренних перевозках он до сих пор действует. В результате зачастую стоимость перелета за рубеж оказывается ниже, чем на внутрироссийском рейсе. Мы рады, что вопрос об отмене НДС на внутренние перевозки уже рассматривается в правительстве, и в случае принятия положительного решения мы готовы сразу снизить наши тарифы на 18%.

Естественные монополии

Основа модели low-cost перевозок заключается в оптимизации всех бизнес-процессов и снижении расходов. Если в западных странах авиакомпании имеют возможность выбора аэропорта, максимально соответствующего их требованиям, то в России города, имеющие несколько аэропортов, можно пересчитать по пальцам. Являясь естественными монополиями, аэропорты не могут предложить low-cost авиакомпаниям адекватных условий – они просто задушены законодательными нормами. В то же время кто, кроме как сам аэропорт, может действительно знать, какой авиаперевозчик ему нужен? Сегодня и аэропорты, и регионы начинают понимать все выгоды от сотрудничества с настоящим low-cost перевозчиком, который благодаря доступным тарифам создает новый спрос, приводит новых пассажиров, стимулируя, таким образом, экономическое развитие не только самого аэропорта, но и всего региона в целом. Аэропорты должны иметь больше свободы в формировании ценовой политики, для того чтобы предлагать авиакомпаниям адекватные условия и привлекать в регион именно тех авиаперевозчиков, в которых они нуждаются.

Невозвратные билеты

Предложенное недавно Минтрансом введение понятия невозвратного билета – это положительная тенденция, которая приводит российские нормы в соответствие с международными. Билеты мировых лоукостеров являются невозвратными – и это нормальная практика, которую принимают все пассажиры, понимая, что билет стоит копейки. В России же мы сталкиваемся с тем, что пассажиры, покупая по 30–40 билетов по минимальному тарифу, в конечном счете выбирают один наиболее подходящий, а авиакомпания вынуждена возвращать остальные билеты. «Авианова» продает более 87% всех билетов через собственный сайт. Возврат билетов не может быть полностью осуществлен через сайт и, следовательно, требует значительных временных и человеческих ресурсов. Чтобы осуществлять возвраты билетов, low-cost авиакомпания вынуждена увеличивать штат, привлекать подрядчиков на аутсорсинг – кассы в аэропорту, колл-центр. Все это в конечном счете ведет к уменьшению количества билетов по минимальным тарифам.

Несмотря на то что НДС на внутренних перевозках еще не отменен и пока не введено понятие невозвратного билета, на собственном примере «Авианова» уже сегодня показывает, что low-cost перевозки в стране могут развиваться не менее успешно, чем на Западе. За 20 месяцев деятельности на рынке мы перевезли уже более 1,7 млн пассажиров, используя флот всего из пяти самолетов, – цифры говорят сами за себя. Однако, если государством будут созданы необходимые условия, low-cost перевозки могут развиваться еще более интенсивными темпами.