Дароносица как солнце

«Святая Русь» – супервыставка из одних шедевров русского религиозного искусства. Их никогда не собирали вместе и вряд ли еще в обозримом будущем соберут
М.Стулов

Это очень русская выставка, хотя и сделана на экспорт. Только по высочайшему повелению и для ослепления чужестранцев можно было собрать из главных национальных сокровищниц – музеев и библиотек двух столиц, Новгорода, Пскова, Владимиро-Суздальских земель, Сергиева Посада и Вологодчины – лучшие вещи, составляющие славу русского религиозного искусства.

«Святая Русь» организована по инициативе Дмитрия Медведева для показа в Лувре как главное мероприятие большой программы «Франция – Россия 2010», по его же почину было решено показать Москве то же, что и Парижу. Если бы все инициативы нашего президента воплощались с таким умом и тщанием, как эта, было бы нам счастье.

Безусловно, в сознании русского патриота существуют, должны существовать Золотые врата из суздальского Рождественского собора, Остромирово Евангелие, икона «Битва новгородцев с суздальцами», иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, каменные львы Успенского собора во Владимире и грифоны из кладки церкви Покрова на Нерли – все наша гордость.

Но увидеть их среди других блистательных свидетельств древности, богатства и благородства русской культуры: светлейших красок икон, сверкающих чудесными каменьями окладов, тончайшего письма книжных миниатюр, лучших образцов виртуозного и кроткого строгановского шитья, тысячелетних нательных крестов, раскопанных в киевской земле, – не то что редкая, а действительно уникальная возможность.

Такая выставка – богатая во всех отношениях, украшенная плазменными мониторами, позволяющими листать отцифрованные манускрипты, – разумеется, идеологически выверена, она обязана была угодить не только нашей светской, но и духовной власти. Названия разделов («Рождение в духе», «Заступники и наставники»), их описание, комментарии (в экспозиции и на сайте www.svyatayarus.ru) написаны в благостном религиозно-искусствоведческом стиле. Ну и пусть, если кому-то нравится такое казенное благочестие. Суета это – общественно-политическая.

Сами вещи свидетельствуют о торжестве православия как светлой религии, принесшей благую весть. А подписи к экспонатам, впервые с упоминанием о том, как и откуда культовые предметы попали в музей, коротко и правдиво информируют нас о родной истории и отношении власти к религии в разные времена.

Вот подпись к одному из самых известных и роскошных предметов выставки – окладу «Троицы» Андрея Рублева: «Происходит из Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. В монастырь оклад поступал по частям: рама, сень, венцы – вклад царя Бориса Годунова в 1599–1600 годы; панагия – вклад царевича Федора Борисовича Годунова в начале XVII века; цаты приложены к образу царем Михаилом Федоровичем Романовым в 1626 году; риза изготовлена по заказу и на средства монастыря в 1754 году. От иконы оклад отделен в 1918 году».