К чему приведет законодательный запрет заемного труда

Возможный запрет «заемного труда» не приведет к закрытию компаний, оказывающих подобные услуги. Да и продлиться такой запрет долго не может, утверждают эксперты

Константин Бряузов, гендиректор агентства по подбору персонала Persona Citus, на предыдущих местах работы долгое время занимался предоставлением услуг «заемного персонала», но сейчас отказался от этой идеи по причинам низкой рентабельности и неурегулированности законодательства, рассказывает он.

В прошлую пятницу, 20 мая 2011 г., Государственная дума приняла в первом чтении законопроект, препятствующий уклонению работодателей от заключения трудовых договоров путем необоснованного заключения договоров гражданско-правового характера, использования механизмов «заемного труда» или другими способами. Если этот законопроект вступит в силу, услуги «заемного персонала» станут незаконными. Организации по содействию в трудоустройстве населения, в том числе негосударственные, могут потерять право заключать с лицами, ищущими работу, трудовые договоры с целью передачи (предоставления) их для использования их личного труда другими организациями или индивидуальными предпринимателями, говорится в законопроекте.

Масштаб проблемы

Последствия возможного запрета «заемного труда», по словам Бряузова, разрушительными не будут. Количество сотрудников, оформленных в частных агентствах занятости, составляет менее 1% от экономически активного населения России. В книгах четырех крупнейших игроков рынка предоставления «заемного труда» (Adecco, Manpower, Kelly Services, «Анкор») числится около 50 000 человек, говорит Павел Игнатьев, управляющий директор группы компаний ICM (в нее входит компания «Анкор»). Аналогичные услуги предоставляют и более мелкие компании, и подразделения крупных промышленных холдингов, утверждает он, но их вклад в общую картину невелик.

По оценкам Kelly Services, через все легальные агентства занятости в России подобным образом работает около 70 000 человек, еще столько же – с использованием разнообразных серых схем, рассказывает Екатерина Горохова, гендиректор Kelly Services. Серые агентства могут оформлять сотрудников на меньшую зарплату (доплачивая разницу наличными), это позволяет им экономить на налоговых отчислениях и в случае необходимости опускаться в цене, отмечает Владимир Лазарев, гендиректор московского офиса Manpower.

Сотрудники агентств, работающие у заказчиков, оформляются по срочным трудовым договорам, говорит Горохова: если оформлять их в постоянный штат, услуги агентств станут слишком дороги.

Сейчас в ООО «Microsoft рус» работает около 700 штатных сотрудников и еще более 200 сотрудников Manpower оказывает компании услуги по поддержке проектов, рассказал Владимир Химаныч, директор по персоналу, член совета директоров Microsoft в России. Компания работает в соответствии с российским законодательством и требует того же от своих партнеров. Как только новый закон вступит в силу, компания оперативно примет меры, подчеркивает Химаныч.

Все необходимые меры для соблюдения трудового законодательства готовы принять и российском офисе Ситибанка, утверждает Ирина Волкова, руководитель управления труда, заработной платы и льгот. Сейчас в Ситибанке работает более 3000 сотрудников и использует практику привлечения сотрудников подрядных организаций для выполнения определенных задач на основании договора оказания услуг. Это незначительная часть от общего числа сотрудников Ситибанка, отмечает Волкова.

Забота о лице

Работа с «заемным персоналом» – далеко не сверхдоходный бизнес, говорит Лазарев: если работать легально, рентабельность едва ли превысит 3%.

Он выделил три возможных последствия запрета на «заемный труд». Репутация России в глазах международного сообщества может пострадать, Россия станет менее инвестиционно привлекательной и может понести социальные потери – далеко не все люди, работающие по схемам предоставления персонала третьей стороне, будут приняты в штат.

Около 70% трудоустроенных таким образом могут оказаться без работы, вторит ему Горохова. Ведь основной заказчик услуг «заемного персонала» – крупные международные производственные компании, которые легко смогут перевести производство в соседние страны, где им не надо будет нести лишних издержек, говорит она.

Впрочем, не все потеряно, утверждает Лазарев. Законопроект прошел лишь первое чтение, перед вторым чтением он будет дорабатываться, будут вноситься поправки, подготовленные трехсторонней комиссией РСПП, правительства и профсоюзов. Но даже если законопроект вступит в силу в нынешнем виде, крупные агентства не умрут и не уйдут с рынка, считают Игнатьев, Лазарев и Горохова. «Анкор», вероятно, самая диверсифицированная компания на рынке, полагает Игнатьев. У нас быстро развивается бизнес по подбору персонала в штат, говорит Лазарев. Услуги предоставления временного персонала – это около 30% бизнеса агентства, констатирует Горохова. Даже если «заемный труд» и будет запрещен, то не надолго, утверждает она: современное производство, не способное использовать временный персонал, быстро теряет конкурентоспособность.

Пойдет на пользу

«Заемный труд» помогает работодателям нанять столько сотрудников, сколько им действительно нужно, и не заниматься несвойственными им функциями (например, в области кадрового администрирования, бухгалтерии), полагает Игнатьев. Если он перестанет быть законным, большая часть сотрудников, которые сейчас числятся в агентствах, скорее всего будут переведены в штат компаний, на которые они работают, прогнозирует Бряузов. Прочие заказчики станут покупать не труд, а соответствующие аутсорсинговые услуги. Заказчикам это пойдет только на пользу, утверждает он: ответственность исполнителя возрастет. К агентствам можно будет применять штрафные санкции. Их работа станет гораздо более сложной, ведь многие из областей, в которых применяется «заемный труд», относятся к лицензируемым видам деятельности (охрана, уборка), а значит, агентство, которое захочет такие услуги предоставлять, будет вынуждено получать лицензии, заключает Бряузов.