Вектор


Партнеры просят отсрочку

Белоруссия и Казахстан хотят, чтобы в ближайшие семь лет ввоз самолетов на территорию Таможенного союза был беспошлинным, заявил министр транспорта и коммуникаций Белоруссии Иван Щербо (его слова передал «Интерфакс»). Сейчас нулевые ввозные пошлины действуют только для лайнеров вместимостью 50–111 и 160–219 кресел – это ближнемагистральные и дальнемагистральные самолеты. Сделано это для того, чтобы защитить производство среднемагистральных российских SSJ 100, Ан-148 и МС-21. Нулевая ставка будет действовать для самолетов, ввозимых до конца 2018 г. по контрактам, заключенным до 2014 г. Но Казахстан и Белоруссия не успеют к 2014 г. обновить парк, сетует Щербо, поэтому нужно продлить льготный период «хотя бы» до 2017 г. Пока официальных предложений от участников Таможенного союза Россия не получала, говорит чиновник комиссии Таможенного союза (ее представитель на вопросы не ответил). Но едва ли Россия на это согласится, уверен он. Ведь иномаркам есть альтернатива – самолеты российского производства.

«Новатэк» в фаворе

Российский рынок давно перестал удивляться тому, сколько благ получила компания «Новатэк» при совладельце Геннадии Тимченко. Это и покупка бывших активов «Газпрома», и налоговые льготы, и удобное соглашение с «Газпромом» о будущем экспорте газа с Ямала, и защита от возможного роста налоговой нагрузки в 2012 г... Но не только в России «Новатэк» в фаворе. Еще в феврале вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко заметил, что как минимум на его страну экспортная монополия «Газпрома» не должна распространяться, ведь Минск и Москва – партнеры по Таможенному союзу. А потому Белоруссия хочет выбора: например, закупать российский газ у «Новатэка».

Вчера против монополии «Газпрома» выступил и еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер: «Хотелось бы прийти к миру без бартеров и границ <...> Мы хотим, чтобы «Новатэк» и другие компании могли [экспортировать российский газ]» (цитата по «Интерфаксу»). До сих пор Белый дом рьяно защищал экспортную монополию «Газпрома». Но ради «Новатэка» правительство может задуматься. Во всяком случае, все предпосылки для этого есть.

Игра слов

Риторика российских чиновников, отвечающих на вопрос, когда Россия возобновит экспорт зерна, изменилась. «Мы смотрим, какими будут остатки зерна на конец сельскохозяйственного года, т. е. на 1 июля 2011 г.», – сказал первый вице-премьер Виктор Зубков телеканалу «Россия 24». Озимые, по его словам, в хорошем состоянии, темпы весенне-полевых работ выше прошлогодних и это «вселяет уверенность в том, что в ближайшие дни можно определиться со сроками запрета». Сравните с цитатой премьера Владимира Путина от 6 мая: «Вопрос о возобновлении экспорта зерна будем решать спокойно и взвешенно, с учетом видов на урожай, а если сказать точнее, по результатам урожая этого года» (все цитаты по «Интерфаксу»). Никакой интриги нет, уверяет источник в аппарате первого вице-премьера: правительство хочет «принять суперпрагматичное решение, основанное на реальных цифрах», а главное, что волнует правительство, – обеспечение потребностей внутреннего рынка по ценам, которые устроили бы всех участников процесса: и производителей зерна, и животноводов, и мукомолов, и хлебопеков. Постановление правительства, запрещающее экспорт, действует до 30 июня. И на раздумья, продлевать ли запрет, времени действительно не так уж много. И все же экспортерам пригодилось бы умение слышать между слов.