Бедное элегантное

Итальянские художники-шестидесятники в прошлом веке решили делать бедное искусство, но на сегодняшней выставке их arte povera выглядит эстетски и почти роскошно
А.Махонин

Самое известное течение послевоенного итальянского искусства родилось в революционные шестидесятые, на волне воинственной антибуржуазности, ненависти к традиционным социальным и художественным иерархиям и потребности сказать новое слово в искусстве, потому что все старые казались заболтанными. Сегодня активисты арте повера, считавшиеся наглыми леваками, – заслуженные классики и патриархи европейского современного искусства. И все они понемногу представлены на выставке из туринского Музея современного искусства в Московском доме фотографии.

Самое знаменитое и эмблематичное произведение здесь – «Венера в лохмотьях» (в каталоге выставки другое название, переводчики устоявшегося не знали) Микеланджело Пистолетто: гипсовая копия античной скульптуры уперлась в гору разноцветного тряпья. Трактовать ее, как всякое точное произведение искусства, сегодня можно разнообразно. Широко, как образ страны, где самое высокое искусство и наизауряднейший быт неразрывны. Очень узко, как метафору туринского музея, находящегося в роскошном дворце Кастелло ди Риволи. Запутанно и сложно, как в каталоге. Но в 67-м такая Венера, наверное, воспринималась призывом сбросить высокое искусство с корабля современности, забыть мрамор и творить из мусора.

Шесть больших стальных листов с накинутыми на них мешками – монументальное, мрачное и выразительное произведение Янниса Кунеллиса. Празднично и эффектно тезис о неограниченных художественных возможностях подручных материалов иллюстрирует произведение Джузеппе Пеноне «Вдыхая тень». Стена, издали кажущаяся темно-мраморной, вблизи оказывается выложенной из сухого лаврового листа бронзовых оттенков. Но это работы поздние – 90-х годов, когда художники стали известными, заматерели.

Ближе к действительно бедному искусству ранняя вещь Лучано Фабро: зеркало в форме карты Италии замотано свинцовой лентой – какой-то здесь чувствуется протест. Не политический, так визуальный – ленту хочется размотать, страну освободить. «Первая заметка о времени» Джулио Паолини – прикнопленный к холсту пустой белый лист, символизирующий начало другой, без высоких претензий, художнической деятельности – тоже признание молодое и эмоциональное.

Но арте повера – искусство не политическое, манифестирующее новые эстетические, а не социальные отношения. В шестидесятые годы поисками нового смысла искусства, обновлением его языка, продолжением модернистских экспериментов занимались многие европейские, американские и советские (официально не одобренные) художники. Все по-разному, итальянские разрушали старое искусство артистичней других.