Свергнуть без бомбежки


Главным политическим итогом завершившегося в пятницу в Довиле саммита G8 стало требование «немедленного прекращения применения силы против гражданских лиц со стороны ливийского режима» и ухода «лишившегося легитимности» лидера Муамара Каддафи, как сказано в итоговой декларации. Ситуации в Ливии был посвящен вечер первого и утро второго дня саммита, но с российским президентом Дмитрием Медведевым разговор шел на эту тему фактически без перерыва на двусторонних переговорах с лидерами Франции, Великобритании, США и ФРГ, рассказал источник в российской делегации. Итогом консультаций стала договоренность, что Россия выступит посредником в урегулировании зашедшего в тупик конфликта.

«Каддафи недостаточно слаб, чтобы сдаться, а повстанцы недостаточно сильны, чтобы победить», – сказал журналистам спецпредставитель президента по сотрудничеству со странами Африки Михаил Маргелов, отправившийся по заданию Медведева из Довиля в Триполи. «Нужно помочь ему уйти», – заявил замминистра иностранных дел Сергей Рябков. По его мнению, в осуществлении этой миссии поможет «уважительный тон, которого придерживается Россия в диалоге с ливийским правительством». Россия заняла нейтралитет по резолюциям Совбеза ООН, не разорвала в отличие от своих партнеров дипломатические отношения и налаживает контакты с повстанцами, отметил Маргелов. По его словам, Россия собирается убеждать не Каддафи, а его окружение, заинтересованное в своем будущем. Там же намерена искать и кандидата в новые лидеры – повстанческое движение сильно раздроблено и там нет яркой фигуры, способной выступить в качестве общенационального лидера, убежден Маргелов. Он не исключает, что на время переговоров с Каддафи действия сил коалиции могут быть приостановлены.

Во время саммита бурно обсуждался вопрос, что делать с Каддафи дальше, говорит источник в российской делегации. В итоговой декларации одобряется работа Международного уголовного суда в Гааге по расследованию преступлений в Ливии, хотя Россия против такой меры. Повстанцы не очень эффективны, поскольку среди них нет единства, не привели к свержению Каддафи и бомбардировки, посылать сухопутные войска запрещено резолюцией СБ ООН, отмечает источник в российском Минобороны, поэтому западными силами в последнее время ведутся явные целенаправленные действия для физической ликвидации Каддафи, что должно, по мысли их организаторов, привести к распаду его режима и решению ливийской проблемы. Если Каддафи пойдет на переговоры, нужно дать ему возможность получить политическое убежище в Саудовской Аравии или Катаре, которые это предлагают, считает Маргелов.