Свидание с накалом

Начо Дуато выпустил в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко премьеру балета Por vos muero. Еще недавно его имя знали у нас только специалисты – теперь он самый востребованный в России хореограф
М.Логвинов

Получасовой балет оказался для труппы Театра Станиславского настолько точным попаданием, что многие приняли его за мировую премьеру, сделанную по заказу москвичей. Тем не менее Por vos muero можно считать одним из главных творений Дуато, возникших в середине 1990-х, когда хореограф выпускал шедевры, как из рога изобилия.

Por vos muero – «За вас приемлю смерть». Эта строчка из средневекового сонета идеально соответствует настроению спектакля, который Дуато создал практически в одиночку (хореографу принадлежит не только тщательный отбор музыки, но также сценография и костюмы, созданные при поддержке Исмаэля Аснара, лишь свет доверен Николасу Фиштелю).

Por vos muero, поставленный на каталонскую музыку XV–XVI вв. в исполнении знаменитого аутентиста Жорди Саваля, в отстраненности которого она звучит особо утонченно, включающий хриплый голос актера Мигеля Бозе, читающего сонетный цикл поэта Гарсиласо де ла Веги, играющий на контрасте женских кринолинов и мужских колетов с короткими шортами, темных корсетов и телесных трико, легко манипулирующий масками смерти и кадильницами с ладаном, кажется возгласом восхищения, признанием в любви к Испании. В игре черного бархата с кроваво-красными драпировками и золотого света, то приглушенного, то почти ослепительного, угадывается атмосфера Эль Греко и Веласкеса. Присутствие великих художников зримо и в самой хореографии Дуато, соединяющей чеканную строгость, лаконичную простоту с предельной выразительностью.

Однако в этих контрастных танцах можно заподозрить только намеки на павану, чакону или сарабанду – в остальном это типичная хореография Дуато: предельно напряженная, в которой каждый музыкальный звук соотнесен с движением. От танцовщиков она требует особого мастерства: здесь нет ни привычной виртуозности классики, которая может быть впечатляющей сама по себе, ни даже энтузиазма безостановочного полета, за которым можно было укрыться в Na Floresta, с которого труппа Театра Станиславского начала знакомство с актуальной хореографией. И хотя в Por vos muero, как в большинстве современных одноактных балетов, нет линейного сюжета, он насыщен любовными переживаниями. А внутренний драматизм – это то, что лучше всего умеют передавать московские артисты. И 12 танцовщиков-солистов, занятых в спектакле, с равным удовольствием играют то на повышении, то на снижении градуса эмоционального накала. За два года театр обрел опыт сотрудничества с такими разными хореографами, как Эштон, Ноймайер, Килиан, Эло, почерк которых удавалось освоить с разным уровнем приближения к оригиналу. Por vos muero означает не только очередную галочку в списке освоения западного наследия, но пришедшее понимание того, на каком перекрестке свидание с шедевром будет обоюдно желанным.