Игроки: Бизнес-элита не заинтересована в реформах

МДМ-банк

Коммерческий банк. Крупнейшие акционеры – заместитель председателя совета директоров Сергей Попов (56,3%), член совета директоров Игорь Ким (11%), Olivant Ltd (6,7%), Мартин Андерссон (6,3%), ЕБРР (5,2%). Финансовые показатели (РСБУ, данные «Интерфакс-ЦЭА»): активы (на 31 марта 2011 г.) – 346,37 млрд руб., капитал – 58,26 млрд руб., прибыль (I квартал 2011 г.) – 530,3 млн руб.

Оценивая итоги экономического роста в 2010 г. на уровне 4,2 и 4,5% за I квартал текущего года, можно сделать вывод о том, что Россия пережила кризис и ее экономика показывает приемлемый рост на фоне большинства других стран. Но может ли Россия расти быстрее мировой экономики? Я считаю, что да. Вопрос в другом: сможет ли Россия задействовать факторы, которые реально могут способствовать опережающему росту?

Быстрый рост ряда экономик исторически связан либо с притоками капитала, либо с экспортной экспансией. Рост, основанный исключительно на инновациях, создании и внедрении новых технологий, невозможен. Инновации стоят дорого, а воспринимаются конкурентами мгновенно. Самый очевидный пример, который подтверждает этот тезис, – это, конечно, Китай. Довольно долгий период опережающего экономического роста в этой стране был построен на низкой стоимости рабочей силы, разумном продвижении экспорта на внешние рынки, стимулировании прямых инвестиций, т. е. создании таких механизмов привлечения прямых инвестиций, которые способствовали притоку капитала именно в те области, которые обладали экспортной экспансией. В Индии похожая модель: низкая стоимость рабочей силы, создание механизмов продвижения экспорта, особые зоны. У обеих стран можно отметить естественные конкурентные преимущества, связанные с масштабом экономики, а крупные инвесторы любят приходить на большие рынки. В Бразилии рост также был основан на притоке капитала, который стимулировался относительно низкой стоимостью рабочей силы и созданием эффективной системы регулирования.

В России в настоящий момент конкурентных преимуществ для опережающего роста не так много, соответственно этому растет и экономика. Низкая цена на природные ресурсы внутри страны, как показывает опыт, стимулирует неэффективное использование этих ресурсов и, стало быть, фактически низкую конкурентоспособность промышленности. Экспорт природных ресурсов – тоже не преимущество, а способ увеличить потребление, потому что, продав нефть, компании могут делать инвестиции в нефтедобычу, но не в развитие других отраслей экономики. Прибыль от экспорта природных ресурсов может изыматься в бюджет – и тогда речь может идти только о госинвестициях в экономику. Но конкурентоспособность не может строиться только на госинвестициях – опыт показывает, что это не самый эффективный путь.

Ситуация в России характеризуется одним очень важным негативным аспектом – это демографический фактор, означающий падение численности населения и сужение внутреннего рынка. При этом в стране достаточно проблематично регулирование миграционных потоков, поскольку Россия географически находится в таком регионе, где можно получить приток в основном неквалифицированной рабочей силы.

Географическое положение между Европой и Азией – естественное конкурентное преимущество России, которое я вижу. Неиспользованный потенциал этого положения связан с низким качеством государственного управления и дерегулирования. Именно это, по всей видимости, и мешает сейчас России встраиваться в мировую систему разделения труда.

Какая реформа

Следуя этой логике, получается, что российская экономика находится в ситуации догоняющего развития и нуждается в значительных инвестициях для повышения качества уровня технологий в промышленности.

Если учитывать, что самый простой путь успешного догоняющего развития основан на создании экономических механизмов, которые способствуют притоку капитала, как в Китае, Индии или Бразилии, то привлекательность России для инвесторов может быть существенно повышена за счет снижения транзакционных издержек ведения бизнеса. При этом условии инвестиции на территории России с привлечением рабочей силы будут выгодными, потому что в целом качество и стоимость рабочей силы в России пока являются нашими конкурентными преимуществами по сравнению, например, со странами Европы.

Казалось, перед кризисом Россия пошла по этому пути, что и дало приток инвестиций в экономику. Но после кризиса темп был потерян – и стало ясно, что приток капитала был связан не с институциональными реформами, а с избытком дешевых денег, легким доступом к капиталу и низким долгом Российской Федерации накануне кризиса. Никакие внутренние проблемы страны не были решены, о них просто забыли в предкризисной эйфории.

Почему же так произошло? Если быть честными с самими собой, прежде всего надо начать с бизнес-элиты, потому что власть всегда может подстроиться под текущую ситуацию. Российская бизнес-элита не заинтересована в серьезных реформах, все ее планы краткосрочные. Поэтому у нас такой высокий уровень коррупции – и это является реальным препятствием для притока капитала. В результате в России потеряны две важнейшие вещи, необходимые для того, чтобы инвестиции стали долгосрочным явлением: справедливая конкуренция и справедливый суд. Государство со всей его мощью не встало на защиту этих двух принципов. Более того, они не являются основополагающими в реальной российской бизнес-практике. И сегодня показательно, что бизнес ищет справедливости в других юрисдикциях. Очень многие бизнесмены пытаются диверсифицировать свой бизнес, зафиксировать право собственности на активы в иностранных юрисдикциях и тем самым получить защиту от несправедливых действий.

Я считаю, что многое еще можно сделать, но главными являются институциональные проблемы. В их устранении огромный потенциал для улучшения функционирования бизнеса и ускорения развития экономики. Равноудаление государства от олигархов, задуманное в свое время для существенного сокращения влияния крупного бизнеса на государственную власть, сегодня не препятствует сложившейся ситуации, когда мощь государственной власти используется для создания конкурентных преимуществ. Поэтому первое, что нужно сделать, – это ограничить возможности использования государственных властных полномочий для создания индивидуальных конкурентных преимуществ в бизнесе. На этом пути, в принципе, можно использовать опыт США, когда после Великой депрессии был сделан шаг в сторону создания публичных компаний с распыленной системой собственности. В этом случае советы директоров компаний перестают думать о том, как использовать власть для решения сиюминутных вопросов, начиная думать о конкуренции и реальном бизнесе. Для государства главная задача сейчас – это судебная система. Необходимо попытаться существенно снизить влияние на судебную систему тех или иных институтов. Сделав эти первые два шага, будет легче решать проблемы коррупции в силовых структурах и органах власти. Новые правила должны начинать работать именно у силовиков и в госаппарате.

Я полагаю, что Россия эти проблемы решить может. Это вопрос времени.