В главных ролях: Мы расслабляемся при растущих ценах на нефть

По статистическим показателям, в середине 2009 г. мировая экономика вышла из состояния рецессии. Но нужно признать, что структурные дисбалансы, которые существовали в мировом хозяйстве до наступления кризиса, не только не были устранены, но даже усилились. Последние 1,5 года развивающиеся рынки пытаются преодолеть перегрев, ставят заслоны на приток спекулятивного капитала. Практически все страны с переходной экономикой уже вышли на предкризисные темпы экономического роста. В то же время развитый мир – за исключением Германии – пока не достиг докризисного уровня. Это связано с тем, что решение проблем было направлено в основном на устранение текущих дисбалансов. Ни один регион на сегодняшний день не прошел стадию кризиса в плане качественного обновления структуры экономики.

Многие эксперты считают, что рецессию вызвал эффект наложения одновременно коротких, средних и длинных волн. Уже очевидно, что справляться с ее последствиями придется очень долго. Сохраняются диспропорции в платежных балансах стран, большие дефициты бюджетов, низкая конкурентоспособность отдельных секторов и экономик в целом, низкая производительность труда, обостряются проблемы старения населения, практически по всему миру усиливаются риски инфляции. По последним международным экспертным оценкам, мировая экономика может вернуться к своему потенциальному уровню только не раньше 2015 г.

Если говорить об отдельных странах, то, например, в США в конце 2010 г. произошло резкое оживление потребительской активности. Но оказалось, что это было связано со снижением возросшей в период рецессии нормы сбережений. Сейчас все со страхом ожидают того, когда в США в середине этого года будет закончен второй раунд количественного смягчения. Дефицит бюджета страны в этом году – 11% ВВП. Решения по сокращению расходов и повышению доходов принимаются тяжело, поэтому бюджет на текущий финансовый год, который начался 1 октября, был принят только в начале апреля. Сейчас Америка стоит перед очень серьезным вопросом, как стимулировать дальнейший экономический рост, при том что есть большая необходимость сокращения дефицита.

В еврозоне недавнее повышение процентных ставок, медленное увеличение кредитования и высокие инфляционные риски говорят о том, что темпы роста там в ближайшие годы будут очень невысокие. Кроме того, есть проблемы стран с запредельным уровнем государственного долга.

В Китае в течение десятилетия среднегодовой прирост ВВП составлял 10%. 2011 год – начало новой пятилетней программы, по которой темпы замедлятся до уровня около 7% в год. Уже с прошлого года Поднебесная принимает меры по ужесточению денежно-кредитной политики и сдерживанию кредитования, а также по ограничению роста цен на недвижимость. Китай и Индия обеспечивают почти 46% прироста мирового ВВП. Если Китай действительно пойдет на замедление, кто еще в мире сможет стать локомотивом экономического роста?

Внутренние резервы

Председатель Фонда национального благосостояния Китая заявил, что темпы роста мировой экономики могут существенно замедлиться в ближайшие три года и даже впасть в рецессию в 2012 г. При таких рисках Россия должна сделать ставку на внутренние резервы.

На наш взгляд, ключевая проблема последних лет состоит в том, что мы принимали много планов, программ, стратегий, концепций, но, к сожалению, выполнено было не более 30–50% подписанных документов. В период кризиса количество документов стратегического характера увеличилось многократно, сейчас к нам в министерство поступает по нескольку штук в неделю. Но ключевая проблема состоит в отсутствии системного подхода.

По нынешним проектировкам бюджета цена сбалансированности на 2011 г. составляет $115 за баррель, в последующие годы она увеличивается до $125. Напомню, что, когда несколько лет назад мы разрабатывали правила по формированию нефтегазового дефицита бюджета, мы ставили себе хорошую цель: к 2011 г. прийти к нефтегазовому трансферту в размере 3,7% ВВП. К сожалению, то, что мы наработали за два года, привело к тому, что наша цель отдалилась до 2027 г.

Конечно, такая цена на нефть, которая сложилась сейчас, не может существовать долго – и, на мой взгляд, мы начнем реально модернизироваться, диверсифицироваться только тогда, когда цена на нефть будет меньше $50 за баррель, потому что это будет вынужденная мера. А так мы расслабляемся, когда видим растущие нефтяные цены.

Для нас настало время выйти в драйверы мирового экономического развития. Кризис заставил нас переосмыслить факторы роста. Необходимо принятие единого комплексного плана по развитию экономики по всем направлениям – начиная от создания общесистемных условий и до реализации мероприятий на точечном уровне в форме инноваций. Также важно выстраивание четкой системы контроля результатов. В последние годы мы предприняли значительные усилия по развитию инноваций и продолжаем эту работу. Было открыто много институтов, генерирующих инновации, но, к сожалению, тщательного анализа мы пока так и не сделали. При этом нужно отметить, что было много дублирований, по многим направлениям наблюдается чрезвычайно низкая эффективность. Существуют ниши, например средний бизнес, которые вообще выпадают из поля зрения многих институтов развития.

Мы осуществляем действия по созданию спроса на инновации со стороны госбюджета – в форме госзакупок, со стороны естественных монополий, населения и т. д. Но в ближайшие три года – скорее всего, даже до 2015 г. – у нас будут очень серьезные бюджетные ограничения в плане финансирования тех же инноваций. Поэтому не количество выделенных денег, а качество должно стать лозунгом в проводимой инновационной политике. По мере принятия новых инструментов стимулирования инвестиционной активности мы должны уделять большое внимание анализу реализованных мероприятий и разработанных планов. Необходимо адаптировать бизнес к внедрению новых инструментов, потому что мы принимаем различные меры стимулирования инноваций, а за помощью приходят одни и те же компании. Сегодня структура расходов нашего бюджета пока не соответствует целям модернизации, диверсификации, инновационной активности, потому что в последнее время мы приняли очень серьезное увеличение доли социальных расходов, расходов на ВПК, которые, по-видимому, в ближайшие пять лет не дадут динамично расти расходам на образование, здравоохранение, инновации и инфраструктуру. Поэтому надо вернуться и еще раз взглянуть на качественную структуру расходов с точки зрения определения оптимального баланса и соответствия тем целям, которые мы ставим в развитии экономики.