Не про литературу

Супергероем «Нацбеста» стал Захар Прилепин, признанный лучшим из 10 прежних лауреатов премии
М.Стулов

Атмосфера комедии, отнюдь не высокой, хотя не то чтобы совсем уж дешевой ($100 000 призовых – не шутка), неотступно витала во всех актах и эпизодах шумного воскресного действа. «Нацбест» отмечал 10-летний юбилей выбором лучшего из 10 лауреатов. Комедию ломали едва ли не все основные участники. Бессменный координатор «Нацбеста» критик Виктор Топоров и ведущий Артемий Троицкий, которые на главный вопрос – естественно, живо занимавший всех: прибудет ли клятвенно обещанный организаторами премии Виктор Пелевин? – темнили и уверяли, что Пелевин в зале, но сильно изменил внешность, приклеил бороду, и тут же намекали, что он неподалеку в кафе и явится на сцену, если окажется лауреатом.

Зрители настороженно вглядывались в немногочисленных бородачей, приход в зал девушки в черной высокой шляпке вызвал фурор – зашептались, уж не он ли это? Честное слово, хотя бы за этот переполох Пелевину стоило дать премию. Не говоря уж о той суматохе, которая последние 15 лет поднимается с выходом каждой его новой вещи.

Люби не люби, поклоняйся или смейся, но Виктор Пелевин сказал свое весомое слово в русской литературе, притом проартикулировал его с неповторимой и теперь уже мгновенно узнаваемой интонацией. Но то в литературе. Судя по всему, как раз она-то интересовала собрание в последнюю очередь. Понятно, что выбор жюри под руководством Аркадия Дворковича, в котором были Ирина Хакамада, Владимир Коган, Валентин Юдашкин, Александра Куликова, Леонид Юзефович, Эдуард Лимонов, Сергей Васильев, Илья Штемлер, Андрей Галиев и основатель премии Константин Тублин, сложно было срежиссировать, и все же итог голосования в пользу Прилепина слишком уж не случаен.

Из десятки лауреатов, в которую вошли также Леонид Юзефович, Александр Проханов, Гаррос – Евдокимов, Михаил Шишкин, Дмитрий Быков, Илья Бояшов, Андрей Геласимов и Эдуард Кочергин, именно Прилепин, лимоновец и революционер, – самый нашумевший, самый модный и вместе с тем безопасный обладатель редкого умения нравиться всем.

Наградили его, очевидно, как раз за все это, а вовсе не за литературный талант, в котором тем не менее нет сомнений, и уж конечно не за сборник «Грех» (сильно уступающий нежной и пронзительной книжке «Ботинки, полные горячей водкой», пожалуй, и роману «Санькя»). Нет. Наградили за то, что в медийном, общественном, любом, вот только не литературном пространстве супер сегодня именно он.