Суть дела: Подрывной бюджет

Российский бюджет должен нести меньше социальных обязательств и больше стимулировать инновационный рост экономики, считают эксперты. Пока же правительство продолжает копить резервы на следующий кризис, тем самым подрывая основы такого роста.
Среди мер по стимулированию роста независимые экономисты предлагают российскому правительству не допустить роста обязательств, не связанных с формированием инновационной экономики, и обязательно повысить эффективность госрасходов/ PHOTOXPRESS

Всего за три года дефицит бюджета может быть сокращен почти до нуля: в середине 2009 г. Минфин не исключал годового дефицита в 9,4% ВВП, в середине 2011 г. планирует 1,6%, при высокой вероятности этот план недовыполнить даже с учетом повышения расходов. Казна снова начинает копить резерв: более 1,1 трлн руб. дополнительных доходов от нефти в 2011 г. направятся в резервный фонд (на 1 мая в нем 746 млрд руб.). Разговоров «а зачем нам резервный фонд?» давно уже не слышно – кризис научил зачем, замечает экономист ФК «Открытие» Владимир Тихомиров. Риск снижения нефтяных цен, особенно когда их разгон обусловлен проблемами предложения, очень высок: нынешняя ситуация похожа на произошедшее в конце XX в., когда за сверхвысокими ценами на нефть 1975–1982 гг. последовал 20-летний провал, пишут эксперты правительственной группы по подготовке стратегии-2020.

России повезло: цена нефти – главнейшего источника бюджетных доходов – в 2009 г. начала расти быстро и стремительно. Это позволило уже в год глубочайшей рецессии завершить исполнение бюджета с дефицитом, почти на треть меньше планировавшегося, в следующем – 2010-м – году сократить использование резервного фонда вместо намерений его исчерпать.

В то же время задача устойчивости бюджета не только не решена, но и отодвинута на неопределенный срок. Дефицит без учета нефтегазовых доходов, до кризиса составлявший примерно 3–4% ВВП, останется, по оценкам Минфина, втрое больше еще лет 10. Чем выше цена барреля для баланса бюджета, тем больнее бьет по нему разворот нефтяных котировок, а она возросла до фантастических $115. Высокая доля социальных обязательств в расходах бюджета не позволяет ему стать «бюджетом развития» и генератором экономического роста, стимулируя формирование экономики с высокой долей интеллектуальной продукции. «Структура расходов нашего бюджета пока еще не соответствует целям модернизации, диверсификации, инновационной активности, – констатирует замминистра финансов Оксана Сергиенко. – В последнее время мы приняли очень серьезное увеличение доли социальных расходов, расходов на ВПК, которые в ближайшие пять леть не дадут динамично расти расходам на инновации, образование, здравоохранение и инфраструктуру».

Бюджет неразвития

При этом, по расчетам Института экономической политики им. Е. Т. Гайдара, недофинансирование здравоохранения в России – в сравнении со странами ОЭСР – составляет 3–4 процентных пункта ВВП, образования – 1,5–2 п. п., охраны окружающей среды – 0,5–1 п. п. По оценкам Всемирного банка, поддержка программы модернизации российской экономики потребует в 2011–2013 гг. дополнительного финансирования в 5,2% ВВП (в 5 раз больше предусмотренных на это допрасходов), а при снижении цены нефти до $60 (именно такой уровень Всемирный банк считает соответствующим сложившемуся долгосрочному тренду) – 7,7% ВВП из-за сокращения объема нефтегазовых доходов.

В стремлении как можно быстрее сократить дефицит бюджета нет никакого экономического смысла – такая политика ведет экономику в тупик, убежден замминистра экономического развития Андрей Клепач: приоритетом формирования бюджета должны быть цели и задачи развития экономики, а не цифра дефицита. Бюджетные инвестиции в инфраструктуру, здравоохранение, образование незаменимы частными, в то же время расширяют возможности и для частного капитала, отмечают эксперты Высшей школы экономики (ВШЭ). В выходе экономики из рецессии в III квартале 2009 г. антикризисные расходы бюджета сыграли существенную роль, а в 2010 г. на их счет можно отнести почти четверть из 4% роста экономики, говорит Клепач. Хотя на программу утилизации автомобилей потратили лишь 8 млрд руб. – «копейки», – это дало мощный рост выпуска автопрома, сравнивает он; повышение пенсий стало фактором, обеспечившим рост доходов населения в кризисный год и поддержавшим розничный товарооборот: «Мы бы могли иметь существенно меньший дефицит бюджета, но потеряли бы из-за розницы примерно 0,3 п. п. роста ВВП».

Включение масштабного повышения пенсий в краткосрочный пакет антикризисных мер было неправильным, говорит руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич: эти расходы – навсегда. Доля соцрасходов в бюджете выросла с четверти до более чем трети, подсчитал он: «Увеличение продуктивных расходов, которые идут на наращивание физического или человеческого капитала, ускоряет рост, а наращивание других расходов, в том числе социальных, рост этот замедляет, т. е. мы подрываем перспективы своего роста». Поспешно принятое решение о повышении социальных взносов для финансирования увеличенных пенсионных обязательств привело к тройному негативному эффекту: частичному уходу зарплат в тень, а бизнеса – в другие юрисдикции (например, в Казахстан, где ставка соцвзносов 11 против 34% в России); угрозе разорения малого бизнеса (для него ставка взносов выросла более чем вдвое), что привело к дополнительному трансферту из бюджета в Пенсионный фонд; росту недоверия инвесторов к экономической политике. В этом одна из причин оттока капитала, полагает экономист «Уралсиба» Алексей Девятов: «У инвесторов существует опасение, что рост налоговой нагрузки продолжится».

Меньше тратить или больше зарабатывать

России требуется более активное сокращение неприоритетных расходов и расширение базы неналоговых доходов, советует Всемирный банк. По его расчетам, эти меры обнаруживают скрытый резерв бюджета в 2011–2013 гг. в 4% ВВП. Например, повышение конкуренции при размещении заказа на дорожные работы высвободит 0,5 п. п. ВВП госрасходов, повышение адресности социальной помощи – 1 п. п., сокращение продолжающегося субсидирования отдельных секторов экономики – 0,9 п. п.

По мере принятия новых способов стимулирования инвестиционной активности нужно уделять больше внимания анализу реализованных мероприятий и разработанных планов, говорит Оксана Сергиенко. «Есть еще одна важная проблема – нужно адаптировать бизнес к внедрению новых инструментов. Мы принимаем различные меры стимулирования инноваций, а за помощью приходят одни и те же компании».

По оценкам Института экономической политики им. Е. Т. Гайдара, объем заявленных обязательств на крупные инвестпроекты, реформу вооружений, безопасность в 2010–2014 гг. – 5–5,5% ВВП ежегодно. Это увеличит расходы федерального бюджета до 29% ВВП – неподъемная сумма, полагает Сергей Дробышевский из этого института: для финансирования таких расходов цена нефти должна быть $140 (в ценах 2010 г.). Среди мер, предлагаемых стратегами, – недопущение роста расходов, не связанных с финансированием инновационной экономики, и обязательное повышение эффективности госрасходов. «Если правительство не собирается заняться эффективностью расходов, то вопрос инфляционного обесценивания обязательств реален, – беспокоится Дробышевский. – Но так мы инновационную экономику никогда не построим».

Плясать вокруг цены нефти – это возвращение в идеологию 2000-х, заметил научный руководитель НИУ ВШЭ Евгений Ясин: «Мы должны предлагать что-то более существенное – исходя из того, что является проблемой российской экономики, а это низкая деловая активность». Нужно стимулировать рост доходов бюджета за счет роста экономики, а не искать, за счет чего сокращать дефицит, иначе Россия и дальше будет жить на нефтяных качелях, заключает директор по макроэкономическим исследованиям ВШЭ Сергей Алексашенко.

Размягчение бюджета

Перед началом кризиса в 2008 г. правительство приняло жесткие правила расходования нефтяных денег, установив правило трансферта – объема нефтегазовых доходов, которые можно тратить. В 2008 г. он составлял 6,1% ВВП, к 2011 г. его планировалось снизить до 3,7% ВВП и зафиксировать на этом уровне. Остальные нефтедоходы шли в преобразованные из стабфонда резервный фонд и фонд национального благосостояния. Дефицит бюджета без учета доходов от нефти и газа предполагалось держать не выше 4,7% ВВП, покрывать его трансфертом и внутренними займами в 1% ВВП.

В кризис ненефтегазовый дефицит достиг почти 14%, на расходы шли не только все доходы от экспорта нефти, но и накопленное в резервном фонде (в начале 2009 г. в нем было 4,8 трлн руб.). Правило трансферта было заморожено сначала до 2013 г., потом до 2014 г.

Повысив эффективность бюджетных расходов, Россия могла бы ограничить использование нефтегазовых средств примерно 4% ВВП – т. е. восстановить бюджетные правила – с 2015 г., рассчитал Всемирный банк.

Но прежние правила не будут восстановлены и в 2015 г. Бюджет набрал столько обязательств, что конструкция с использованием трансферта просто потеряла смысл, констатирует Сергиенко. Ненефтяной дефицит, по ее словам, останется на уровне 10–15% ВВП и после 2015 г. Минфин ставил «очень хорошую цель» – к 2011 г. прийти к нефтегазовому трансферту в размере 3,7% ВВП, с грустью вспомнила она, но в 2011 г. выяснилось, что цель отдалилась до 2027 г.

Вместо трансферта Минфин с 2015 г. реанимирует правило цены отсечения. Это расчетная цена нефти, выше определенного уровня которой нефтегазовые доходы бюджета не тратятся, а направляются в копилку. Идея цены отсечения возникла еще в 2000 г., а в 2004 г. была закреплена в Бюджетном кодексе на уровне $27/барр., пока ее не сменило новое правило трансферта.

Переход к фиксированному трансферту был переходом от краткосрочной стабильности (компенсации колебаний нефтяных цен) к долгосрочной (ограничения использования нефтегазовых доходов), поясняет Гурвич. Но поскольку добыча нефти в обозримом будущем расти не будет, при стабильных ценах на нефть объем нефтегазовых доходов в соотношении к ВВП будет снижаться – в этой ситуации поддерживать фиксированный в процентах ВВП трансферт бессмысленно. А цена отсечения позволит плавно снижать долю используемых нефтяных доходов. По расчетам Экономической экспертной группы, если цену отсечения установить на уровне $75 (в ценах 2011 г.), то эквивалент трансферта снизится с 7,9% ВВП в 2011 г. до 5,9% в 2020 г.