Точка зрения: PRO стадионы


После триумфальной победы российской заявки на проведение чемпионата мира по футболу в 2018 г. я, как и вся страна, мечтательно представил, что мы наконец-то увидим лучшие сборные мира, борющиеся за заветный трофей в России. Что может быть лучше? Проведение подобных мероприятий считается престижным и почетным для любой страны и вроде бы экономически выгодным, учитывая большой поток туристов, продажу телевизионных прав и сувениров. Однако готова ли наша инфраструктура для проведения столь значимого события? Ведь уже появился анекдот: «Россия выиграла проведение ЧМ в 2018 г. в надежде на конец света в 2012 г.».

Чемпионат планируется проводить на 16 стадионах в 12 городах (из заявленных 13). Министерство спорта, туризма и молодежной политики заявило, что на их строительство предполагается потратить 116,5 млрд руб. (около $4 млрд) как из бюджета, так и из внебюджетных источников. У ФИФА к стадионам мундиаля есть ряд требований. Среди них минимальное число посадочных мест – от 40 000 (для групповых матчей) до 60 000 (для полуфинала и финала); оснащение вертолетной площадкой, правильно открывающимися дверями и натуральной травой; максимальная «интеграция» в жизнь города и транспортная доступность (если стадион находится за чертой города, то время до него в пути не должно превышать получаса).

Исходя из этих требований получается, что большинство стадионов в России будет построено с нуля. Средняя стоимость возведения подобного объекта составит $220–250 млн. Достаточно крупная структурная инвестиция для государства, учитывая текущую олимпийскую стройку в Сочи. Вопрос, как уменьшить нагрузку на бюджеты различных субъектов РФ и можно ли сделать из спортивного сооружения привлекательный инвестиционный продукт.

Самым первым и логичным шагом со стороны государства стало привлечение крупного бизнеса. Этот алгоритм, успешно отработанный на объектах Сочи, и сейчас нашел применение. «Лукойл» и ВТБ проектируют стадионы в Москве, «Газпром» – в Санкт-Петербурге, «Синара» – в Екатеринбурге. Создание государственно-частных партнерств является признанной мировой практикой при реализации национальных проектов.

Строительство подобных сооружений неразрывно связано с изменением инфраструктуры региона. Прежде всего транспортной системы. В большинстве заявленных городов необходимо построить современные аэропорты, автомобильные дороги и ж/д вокзалы. Исключением можно считать Москву, Санкт-Петербург, Казань и Сочи. Отдельно стоит отметить и гостиничную составляющую. По нашим расчетам, необходимо ввести в строй минимум 40 000 номеров международного качества. Особенно остро отельный вопрос стоит в городах Волжского кластера (Самаре, Волгограде и т. д.). Я искренне надеюсь, что это поможет развитию внутреннего туризма и сделает нашу страну более привлекательной для иностранных туристов и инвесторов. Параллельно будут решаться социальные проблемы – создание новых рабочих мест станет стимулом экономического роста регионов и страны в целом.

Но основной вопрос – что будет с этими объектами после 2018 г.? Их обслуживание дорого стоит, не стоит забывать и про налоги. Как рассказал один из девелоперов, в Москве, например, налог на имущество составляет сейчас 2,2% в год от балансовой стоимости актива. Стоит учесть и климатические условия России, которые не позволяют эксплуатировать стадион круглогодично. Все это ухудшает экономику проекта и удлиняет окупаемость на неопределенный срок.

Строить стадионы, бесспорно, надо. Но нужно делать это с умом, учитывая лучший мировой опыт. Например, делать многофункциональные развлекательные центры, на которых могут проводиться любые культурно-массовые мероприятия. Лучший пример на постсоветском пространстве – стадион «Донбасс арена», на открытии которого выступала Beyonce.

Одним из источников дохода может стать продажа названия стадиона (branding). Подобные контракты могут доходить до $180 млн. Например, в Лондоне домашний стадион «Арсенала» называется Emirates Stadium: Emirates Airlines купила это название на 15 лет за 100 млн фунтов.

Наконец, надо стараться привлекать людей для занятий спортом на прилегающей территории и строить там магазины, офисы, выставочные объекты. И нужно понимать, что это долгая инвестиция.