Игроки: Россия на перекрестке разных дорог

Россия на перепутье. Проблемы, которые стояли перед страной еще 10 лет назад, во многом остались нерешенными, несмотря на произошедшее улучшение уровня жизни. В большинстве своем нерешенные проблемы носят долгосрочный институциональный характер, и от того, насколько успешно они будут решены, зависят долгосрочное развитие и международный престиж страны. В зависимости от успехов или неудач в реформировании институтов Россия может стать полноправным членом клуба развитых стран, а может безнадежно отстать от них, скатываясь по уровню своего развития в страны третьего мира.

ООО «Уралсиб кэпитал»

Инвестиционная компания. Входит в состав финансовой корпорации «Уралсиб» Николая Цветкова. Финансовые показатели (РСБУ, данные «СПАРК-Интерфакса», 2009 г.): выручка – 15,04 млрд руб., чистая прибыль – 10,24 млн руб.

Однако, говоря о текущих тенденциях, необходимо отметить, что российская экономика выглядит достаточно неплохо. Темпы экономического роста в ближайшие 2–3 года будут в районе 4%, что выше, чем в большинстве развитых стран, но ниже, чем в развивающихся, таких как Индия и Китай. Локомотивом роста является промышленность, прежде всего обрабатывающая, которая показывает двузначные темпы роста в секторах, ориентированных на внутренний спрос. Тем не менее с начала года наметилась тенденция к замедлению темпов роста промышленности, что вызвано двумя ключевыми факторами. Во-первых, это укрепление реального курса рубля и, соответственно, бурный рост импорта, который вытесняет отечественные товары. Во-вторых, быстрый рост российской промышленности в 2010 г. вывел ее по уровню загрузки мощностей практически на предкризисный уровень – таким образом, дальнейший рост возможен в существенной мере за счет наращивания новых мощностей, что является значительным сдерживающим фактором.

Вопреки распространенному мнению, высокие цены на нефть не будут способствовать ускорению роста российской экономики, как это было еще несколько лет назад. Для экономики по-настоящему важным фактором является покупательная способность барреля нефти внутри страны, которая существенным образом колебалась в 2000-е гг., но не имела выраженной тенденции к росту. Более того, с точки зрения покупательной способности нефть по $26–28 за баррель в 2000 г. является более дорогой, чем нефть по $110–120 за баррель сегодня. Фактически накопленная за десятилетие инфляция съела весь рост цен на нефть. По этой же причине для поддержания доходов и расходов бюджета на одном и том же уровне (в постоянных ценах) требуется все более высокая цена на нефть. Таким образом, российская экономика волей-неволей слезает с нефтяной иглы и во все большей степени ориентируется на внутренние источники роста.

Возрастающая зависимость российской экономики от внутреннего спроса ведет к усилению влияния экономической политики государства – в частности, фискальной политики. Необходимо констатировать, что повышение налоговой нагрузки в январе 2011 г. привело к тому, что темпы роста реальных доходов населения стали отрицательными, чего не наблюдалось даже в кризисном 2009 году. Столь резкое повышение налогов (а оно эквивалентно росту совокупной налоговой нагрузки сразу на 2% ВВП) очень болезненно сказалось на экономике и привело к сокращению капитальных инвестиций, что является неоспоримым свидетельством того, что бизнес находится в состоянии финансового стресса. Это, в свою очередь, ослабляет внутренний спрос и создает существенные риски замедления темпов экономического роста в будущем. В связи с этим возникает закономерный вопрос о необходимости снижения налоговой нагрузки, в том числе за счет дополнительных доходов бюджета от роста цен на нефть и других источников – в частности, роста акцизов на табак и алкоголь.

Рост налоговой нагрузки отчасти объясняет слабый приток прямых иностранных инвестиций и бегство капитала из России. Статистические данные говорят о том, что отток капитала усилился со второй половины 2010 г.; более того, наблюдается четкая корреляция между объемом торгового баланса и оттоком капитала. Это наводит на мысль о том, что те деньги, которые Россия зарабатывает за счет экспорта нефти, не задерживаются в экономике; приходя по счету текущих операций, они разворачиваются и уходят по счету капитальных операций.

В целом же отношение инвесторов к России является двояким. С одной стороны, многие инвесторы считают, что высокие цены на нефть способствуют удорожанию российских активов – и поэтому они любят Россию. Но это те инвесторы, которые приводят в Россию деньги для того, чтобы заработать на нашем фондовом рынке и потом, зафиксировав прибыль, вывести свои деньги назад. Те же инвесторы, которые думают о долгосрочных вложениях в Россию, испытывают достаточно негативное отношение к России, при этом больше всего инвесторов беспокоит незащищенность их инвестиций. Это риски, связанные с ростом налоговой нагрузки, который, по их мнению, может продолжиться. Это и риски, связанные с коррупцией, бюрократией, несовершенной судебной системой, возможностью экспроприации бизнеса. Поэтому чрезвычайно важной является успешная реализация предложений президента Медведева по улучшению инвестиционного климата, прежде всего по снижению налогового бремени, снижению расходов в системе госзакупок, созданию государственного фонда прямых инвестиций для софинансирования инвестиционных проектов с целью разделения рисков их реализации между государством и частными инвесторами.

Огромной проблемой на пути развития страны является низкая эффективность государственных расходов. И в правительстве, и в СМИ, и в экспертном сообществе ведется много дискуссий о том, где бы изыскать дополнительные доходы в бюджет. Но с другой стороны, чрезвычайно важно посмотреть, насколько эффективно тратятся государственные деньги и сколько можно там сэкономить. К сожалению, здесь трудно дать достоверную оценку, но сравнение динамики дефляторов государственного и частного потребления в тучные 2000-е, когда рост цен в госсекторе намного опережал рост цен в секторе частного потребления, говорит о том, что счет идет на триллионы рублей в год.

Поэтому ключевым вопросом повестки дня является перевод бюджетной системы РФ на программную основу. Эта работа уже ведется, в частности, Минфином, необходимо ее завершение в максимально сжатые сроки. При этом критически важным является развитие института оценки эффективности программ в соответствии с признанной за рубежом методологией – в частности, с использованием анализа затрат и выгод. Основным вопросом оценки должен стать не вопрос формального соответствия произведенных расходов заявленным статьям бюджета, а вопрос, можно ли было за те же самые деньги сделать больше. Задача повышения эффективности госрасходов тесно связана с преодолением коррупции, которая, по сути, является дополнительным налогом на бизнес.

В завершение хочу отметить, что у России с ее человеческими и материальными ресурсами есть все для роста с темпами, близкими к таким из развивающихся стран, как Индия или Китай. Будет ли этот потенциал реализован, целиком зависит от того, насколько успешно Россия сможет решить стоящие перед ней институциональные проблемы – в частности, проблемы, связанные с бюрократией и коррупцией. Предыдущее десятилетие оказалось потерянным с точки зрения улучшения качества институтов. Будет ли успешным десятилетие наступившее, покажет будущее, которое во многом определяем мы сами.