Вектор


Интернет-окно

Международные организации раз за разом указывают Россию в списке стран с самым высоким уровнем пиратства и настаивают на введении жестких санкций в отношении компаний и частных лиц, нарушающих права производителей контента. Продвинутые правообладатели между тем говорят, что борьба с пиратством эффективна, если использовать не только кнут, но и пряник. Необходимо предоставить пользователю больше легальных возможностей посмотреть желаемый фильм или послушать новый популярный трек, уверены они. Часто пользователь становится пиратом не по злому умыслу, а из-за отсутствия выбора и излишних ограничений в дистрибуции. К примеру, большинство фильмов идет в отечественных кинотеатрах только две недели и потом посмотреть их легально можно спустя только месяцы, после выхода на DVD. Можно значительно сократить этот срок, так называемое «окно», или более того – выкладывать фильмы в сеть одновременно с премьерой в кинотеатрах. Так фильмы получают больше зрителей, уверяют прокатчики, уже поработавшие по такой схеме одновременного показа (см. статью на стр. 10). Но речь пока идет исключительно об авторском кино. Голливудские студии – производители массового кино все еще неохотно отдают фильмы в сеть, и если делают это, то спустя месяцы после премьеры.

Противоречивый «Газпром»

«Газпром» находит все новые аргументы, чтобы отбиться от повышенной ставки НДПИ в 2012 г. До сих пор главный упор делался на будущий рост поступлений от экспортной пошлины: в 2012 г. цены «Газпрома» для Европы будут выше, чем рассчитывает Минэкономразвития, бюджет, соответственно, получит больше пошлин, и дополнительный рост НДПИ не понадобится. Тем более что растет и сам экспорт. Зарубежные поставки газа бьют рекорды, уверял в выходные президента Дмитрия Медведева предправления «Газпрома» Алексей Миллер. Новый аргумент вчера привел его заместитель Валерий Голубев: если государство не станет увеличивать нагрузку на «Газпром», тот сможет реализовать масштабные инвестпрограммы, что увеличит обороты подрядчиков и поставщиков оборудования, а бюджет, таким образом, получит дополнительные налоги от них.

Правда, прежний аргумент Миллера – о росте экспорта – Голубев тут же подпортил. Видимо, менеджер хотел показать, что рост нагрузки не нужен еще и потому, что у «Газпрома» сейчас не самая простая ситуация. По словам Голубева, у концерна «серьезные проблемы» из-за снижения потребления газа в Европе. А это ровно то, что нужно Минфину: он-то настаивает на росте НДПИ именно потому, что никаких гарантий по стабильности экспорта нет – кризис 2008 г. уже показал это.

Гостей не ждут

На российском интернет-рынке доминируют отечественные компании: «Яндекс» – в онлайн-поиске, «В контакте» – среди социальных сетей, Ozon.ru – в онлайн-ритейле, Mail.ru – среди интернет-порталов и т. д. Но глобальные лидеры – Google, Facebook, Amazon, MSN – постепенно будут укреплять позиции в рунете, прогнозируют аналитики инвестбанка GP Bullhound в свежем обзоре. Относительно скромные результаты западных компаний в России GP Bullhound объясняет несколькими причинами: они не так быстро осваивают русский язык, у россиян особые предпочтения по части инструментов оплаты (например, они не любят платить в интернете пластиковыми карточками) и т. д. Но постепенно различия сгладятся, уверены аналитики. И все-таки отвоевать у российских компаний рынок – как, например, во Франции – западным конкурентам уже вряд ли удастся. Популярность отечественных сервисов объясняется не только языковыми причинами или удобством оплаты – они ни в чем не уступают западным. Все, что есть в глобальном интернете, есть и в его российском сегменте: иногда это кальки западных проектов (например, Altergeo.ru, похожий на Foursquare.com), а иногда полностью оригинальные разработки. Благо в интернете конкуренция с самого начала носила глобальный характер. И многим западным интернет-компаниям (за исключением, может, Facebook и еще одной-двух) придется, видимо, признать, что российский рынок они проспали.