Не зря приехали

Китай начал погашать долг за российскую нефть. «Проблема исчерпана», – объявил вице-премьер Игорь Сечин. Однако переговоры продолжатся – и по нефти, и по газу

Вчера премьер Владимир Путин встречался с китайским вице-премьером Ван Цишанем. Обсуждались будущие поставки российского газа (см. врез) и проблемный контракт на поставку нефти. Нефтяной договор был подписан еще в 2009 г. – на 15 млн т в год до 2030 г., после его заключения «Транснефть» и «Роснефть» получили китайские кредиты на $25 млрд. Тогда же была согласована формула цены: в ее основе – котировки нефти в порту Козьмино. Но как только начались поставки – в январе этого года, выяснилось, что китайцы не согласны с формулой: они решили, что цену нефти нужно снизить на специальный транспортный коэффициент. А именно – на разницу в расходах на транспорт нефти от Сковородино до Тихоокеанского побережья и до китайской границы. Российские компании не соглашались, но КНР снизила платежи в одностороннем порядке. Поставщики пригрозили судом. Однако до этого так и не дошло.

«Все противоречия [по нефти] устранены», – заявил вчера после переговоров Сечин (цитата по «Интерфаксу»).

У «Роснефти» и «Транснефти» пока другие данные: суммарно погашено $195 млн долга, говорят близкие к компаниям источники, а на начало недели долг составлял $250 млн. Позиции КНР по транспортному коэффициенту смягчились, но сегодня переговоры еще продолжатся, добавляют собеседники «Ведомостей». Также Китай настаивал на росте экспорта до 30 млн т в год, рассказывали ранее источники «Ведомостей». И что решено по этому вопросу, не известно.

Связаться с представителями российского и китайского правительств вчера не удалось. Представители «Роснефти» и «Транснефти» от комментариев отказались. Хотя в беседе с Reuters представитель «Транснефти» Игорь Демин признал, что долг пока погашен частично – на $78 млн, что составляет три четверти от необходимой суммы. Когда будет перечислено оставшееся, он не уточнил.

В ходе вчерашних переговоров обсуждалось, что транспортный коэффициент может составить около $3 за баррель (что, соответственно, снизит цену нефти), говорят два источника, близких к российским компаниям. Такая поправка в контракт может сократить ежегодную прибыль «Роснефти» на $196 млн, а «Транснефти» – на $131 млн. Эти расчеты были в апрельском письме президента «Транснефти» Николая Токарева, которое он направлял Сечину («Ведомости» ознакомились с документом). Каким в итоге будет решение, не ясно.