Вектор


Шельф для двоих

Нефтегазовые месторождения российского шельфа – достояние всех жителей России, а не только «Роснефти» и «Газпрома», сетовал в прошлом году в интервью «Ведомостям» министр природных ресурсов Юрий Трутнев. С монополией госхолдингов на шельфе он борется уже не первый год (по закону о недрах получать новые лицензии на шельфе могут только госкомпании). Вот и вчера министр в очередной раз заявил, что право работать на шельфе должны получить все российские вертикально-интегрированные нефтяные компании: «Мне кажется, что конструкция должна быть такая: все наши компании должны принимать участие в работе на шельфе, а привлекать нужно все мировые [компании]». Это поможет привлечь к шельфовым проектам новые технологии, мировой опыт и финансирование. По оценкам Минприроды, на освоение российского шельфа потребуется более 9 трлн руб. В 2008 г. – одном из самых успешных по объему инвестиций – суммарный объем вложенных «Роснефтью» и «Газпромом» средств составлял около 60 млрд руб. Такими темпами полномасштабная работа на шельфе начнется в России только через 165 лет. Но правительство столь долгосрочное планирование, кажется, не смущает.

Их ответ iPad

Крупнейший в мире производитель микропроцессоров для компьютеров – корпорация Intel считает, что придумала альтернативу стремительно набирающим популярность планшетникам. Это «ультрабук», по сути, тот же ноутбук, но более тонкий (а значит, и более легкий), быстрее реагирующий на команды и загружающий программы, с батареей, способной работать без подзарядки несколько дней, и – немаловажная деталь – не дороже $1000. Для сравнения: планшетник iPad 2 в США стоит в зависимости от модели $500–830 (плюс налог с продаж). В России – примерно столько же. Но и iPad, и Samsung Galaxy Tab, и Blackberry Playbook, и многие другие популярные планшетные компьютеры обходятся без чипов Intel (хотя есть и такие, где чипы Intel используются). В сегменте ноутбуков позиции Intel сильнее, с этой стороны она и решила зайти. Удастся ли – большой вопрос. Одна попытка «усовершенствовать» ноутбук уже предпринималась: пару лет назад производители увлеклись выпуском так называемых нетбуков – небольших и дешевых (до $500) устройств, предназначенных главным образом для интернет-серфинга. Поначалу эти устройства имели успех, но в итоге оказались нишевым продуктом. Правда, еще не известно, получат ли массовое распространение планшетники.

Дорогие мелочи

Потребительские компании, работающие в России, привыкли к большим масштабам. На растущем рынке необходимо побыстрее захватить побольше территории, оперативнее поставить новые продукты в крупнейшие сети, договориться с главными оптовиками. Представить себе московских менеджеров «Юнимилка» или Pepsi, ломающих голову над проблемой сбыта в ночных ларьках в Подмосковье, довольно сложно. Их коллегам в США приходится действовать изощреннее: при такой высокой конкуренции многое решают мелочи. Так, Coca-Cola, Pepsi и Dr Pepper сейчас всеми силами пытаются увеличить продажи напитков в небольших ночных магазинах и на заправках, пишет The Wall Street Journal. Стоимость производства и доставки напитков быстро растет вслед за ценами на бензин, и единственный способ сохранить рентабельность – увеличить продажи более дорогих напитков. В ночных магазинах и на заправках продаются как раз такие – в небольших упаковках и по более высокой цене, чем в супермаркетах. Чтобы заставить взять на реализацию их продукцию, Coca-Cola, Pepsi и Dr Pepper соревнуются в изобретении новых вкусов, новых небольших упаковок и даже поставляют на заправки и в ночные магазины бесплатные закуски для покупателей.

Мандат на помощь

Центробанк рассчитывает к сентябрю продать 7,6% акций Сбербанка, заявил вчера первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев. «Будем стремиться в сентябре сделку завершить, деньги получить», – говорит он. У продавцов нет уверенности, что им удастся продать пакет целиком. Поэтому ранее президент Сбербанка Герман Греф уверял, что будет продано столько акций, сколько сможет переварить рынок. Однако сам Сбербанк способен помочь росту спроса. Руководство госбанка рассматривает возможность выкупа собственных акций с рынка, чтобы поддержать котировки бумаг во время приватизации, признал Греф. И от того, насколько активно Сбербанк будет скупать собственные акции, зависит не только динамика их котировок во время размещения пакета ЦБ, но и спрос на приватизируемые бумаги.