Звук вокруг

В программе Beat Film Festival, стартующего сегодня, двенадцать фильмов – от картины о зарождении британских рейвов в 90-х до летописей современных летних open-air
БИТФЕСТ

Этот Beat – второй по счету. Дебютировав год назад, фестиваль, казалось, сосредоточился на презентации диковинных и неизвестных геокультурных музыкальных явлений – таких как исламский панк или байле-фанк из фавел Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро. В нынешнем году, по словам программного директора фестиваля Кирилла Сорокина, другой акцент – «на настоящее», т. е. на связь музыки со временем, в котором она бытует, и людьми, которые ее делают и слушают. «Некоторые говорят «документальное», а подразумевают «социальное». Нам же интересен взгляд на окружающую нас реальность через оптику культуры», – сказал «Ведомостям» Сорокин.

В нынешнем году смотр откроется показом фильма П. Дэвида Эберсола «Hit So Hard: школа жизни Патти Шемель». В основу этой картины легли съемки, сделанные тогдашней барабанщицей группы Hole и запечатлевшие сорок часов из жизни коллектива и его лидера – Кортни Лав, а также фронтмена Nirvana Курта Кобейна. И заодно передавшие дух и образ «сиэтлской волны» гранжа, грязный гитарный звук которой стал камертоном эпохи начала 90-х. По теме с ней неожиданно рифмуется «Баллада о Дженезисе и Леди Джей» – документальная история психоделического во всех смыслах этого слова перформера и музыканта Дженезиса Пи-Орриджа (самые известные проекты – Psychic TV и Throbbing Gristle) и его необыкновенной супруги Джей Брейер. А по времени – картина «Большие надежды» о зарождении британского рейва.

Однако позапрошлое десятилетие вовсе не станет лейтмотивом феста. Одним из ключевых пунктов его программы будет «Клубная трилогия» немецкого режиссера Ромуальда Кармакара, томами которой станут хроники берлинского лав-парада 2002 г. («196 ударов в минуту»), фильм о диджее Рикардо Виллалобосе, а также впечатляющая панорама клубных сетов ключевых персонажей танцевальной музыки прошлого десятилетия («Между дьяволом и глубоким синим морем»). Интересно, что немецкий режиссер иранского происхождения (на последней Берлинале он возглавлял жюри нового немецкого кино) до начала съемок никакого специального отношения к клубной индустрии не имел. И, по его собственным признаниям в интервью, заинтересовался этой стихией, уже в не самом молодом возрасте столкнувшись с ней на съемках других своих проектов. Этим трем фильмам подпоет «Примавера» – снятая на цифровую фотокамеру (!) хроника одноименного испанского фестиваля, славящегося изысканностью своей весьма разносторонней программной политики.

Другой интересный акцент фестиваля – псевдодокументальные фильмы. К таковым относятся «Сепарадо» Гриффа Риса, в котором солист группы Super Furry Animals ведет дневник путешествий по Патагонии (и порой очень забавно обманывает зрителя), а также «Я все еще здесь» – режиссерский дебют актера Кейси Аффлека. Его картина посвящена артисту Хоакину Фениксу (оскаровская номинация за главную роль в кинобиографии музыканта Джонни Кэша «Переступи черту»), якобы оставившему Голливуд ради хип-хоп-сцены. В ней интересен способ существования актера и то, насколько вымысел здесь заплетается с правдой – Феникс в картине играет самого себя.

Небезынтересны и «Ритмы свободы» Войцеха Слоты и Лешека Гноинского о польской контркультуре времен Ярузельского, исландский «Задний двор» о самом настоящем рок-фестивале, устроенном жителем Рейкьявика у себя во дворе, а также «C ног на голову» – история становления британского независимого лейбла Creation Records. Программа фестиваля настолько плотна, что ярлык «не пропустите» пришлось бы ставить практически на все фильмы его программы.