Вектор


«Фокус» с ценой

Вчера Ford объявил цену на третье поколение Focus – от 499 000 руб. на самую дешевую комплектацию: пятидверный хетчбэк со 105-сильным двигателем (1,6 л) и механической коробкой передач. Дилеры удивлены: Ford, казалось, распрощался с претензиями на статус народного автомобиля, отказавшись полгода назад от выпуска «вторых» Focus дешевле 550 000 руб. и заявив партнерам о намерении конкурировать с более дорогими немецкими марками. Впрочем, на «базу» по принятой у автопроизводителей практике вряд ли придется более 5% производства модели, начинка других комплектаций вкупе с объявленной на них ценой – около 580 000 руб. за седан в хорошей комплектации с МКПП и около 630 000 руб. за машину с роботизированной коробкой – станет не слишком приятным сюрпризом для нового народного автомобиля Hyundai Solaris, за топовые комплектации которого просят сравнимые деньги. С другой стороны, эти Focus вполне смогут конкурировать с Volkswagen Golf (от 595 000 руб. за базовый вариант с двигателем 1,6 л) и Opel Astra (от 629 000 руб.), считают ритейлеры. Есть одно «но»: по таким ценам за год легко продать 20 000–30 000 автомобилей, но Ford нацеливается чуть ли не на 80 000, предупреждает руководитель ресурса Auto-dealer.ru Олег Дацкив. Так что, несмотря на приятный ценовой сюрприз, и производителю, и дилерам придется потрудиться.

Покупатели собирают деньги

Претенденты на покупку Первой грузовой компании (ПГК) всерьез озаботились поиском финансирования для покупки госпакета акций этой компании. В ближайшее время правительство должно утвердить параметры аукциона – как и предполагалось ранее, будет продано 75% минус 2 акции «дочки» РЖД, сам аукцион состоится в конце августа, а стартовая цена составит 115 млрд руб. Претендентами на ПГК являются Globaltrans, «Нефтетранссервис», «Трансойл» Геннадия Тимченко и Независимая транспортная компания Владимира Лисина. Globaltrans уже прикинула, где возьмет деньги: компания займет необходимую сумму в госбанках, а потом может провести допэмиссию, за счет которой вернет около трети этого долга, рассказал вчера гендиректор компании Сергей Мальцев. Продаваемый пакет он оценил в $6 млрд. Наверняка оператору поможет и основной акционер – «Н-транс», который готовит IPO портовой «дочки» Globalports – средства от него тоже могут пойти на покупку ПГК. Вряд ли будут проблемы с деньгами и у Лисина с Тимченко. Остается только «Нефтетранссервис», но, судя по тому, как азартно он торговался за 20 000 полувагонов с истекшим сроком годности в прошлом году, и он представляет, как раздобыть средства.

Бензин утекает от АЗС

Независимые АЗС тоже виноваты в том, что сейчас не могут найти топлива, сказал вчера директор департамента по переработке нефти Минэнерго Петр Дегтярев. Они, например, своевременно не вышли на биржи. Между тем в мае объем торгов им на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже сократился почти вдвое. Таким образом, со свободного рынка исчезло еще около 6,6% объема внутреннего потребления. Перестали продавать бензин на площадке «Роснефть» и «Газпром нефть». Компании временно приостановили продажи там, признают их представители: биржевые объемы ушли в страдавшие от топливного кризиса регионы. Минэнерго было предупреждено об этом решении, подчеркнул представитель «Роснефти». Сокращение объемов биржевых продаж бензина для независимых операторов АЗС было ощутимым и достаточно болезненным, говорит президент Российского топливного союза Евгений Аркуша: на отсутствие доступа к топливу по приемлемым ценам независимая розница жалуется не первый раз. Когда кончится дефицит и для них, пока непонятно. «Роснефть» планирует вернуться на биржу уже в июне, говорит ее представитель.

Оговорка по Путину

До недавнего времени государство почти не вмешивалось в работу зернового рынка – интервенции, которые проводятся с 2000 г., мало на что влияли. Но в прошлом году случилась засуха, дефицит и рост цен, и за дело взялся лично Владимир Путин: он объявил эмбарго на экспорт. В этом году с урожаем все вроде в порядке, эмбарго отменено, но ручное управление, как теперь стало понятно, продолжится. На прошлой неделе, предлагая премьеру разрешить экспорт зерна, его первый заместитель Виктор Зубков сделал оговорку, на которую почти никто не обратил внимания: «В случае если действительно будут какие-то вопросы, связанные с ростом цен, мы применим меры таможенно-тарифного регулирования». С тех пор сотрудники Центробанка несколько раз успели заявить, что открытие экспорта – единственное, что может помешать российским властям выполнить ударные обязательства по сдерживанию инфляции в этом году. А вчера глава ЦБ Сергей Игнатьев предложил «временно, скажем, на один год» ввести механизм плавающих экспортных пошлин на зерно – по аналогии с тем, что действует для нефти и нефтепродуктов. Пошлины, по мысли Игнатьева, можно было бы корректировать ежемесячно «в зависимости от уровня цен на международных биржах» (цитаты по «РИА Новости»). Для экспортеров эта идея – не сюрприз: за несколько часов до выступления Игнатьева президент Зернового союза Аркадий Злочевский уже предложил ввести плавающую экспортную пошлину, которая бы начинала действовать, когда цена на внутреннем рынке поднимается до 7000 руб. за тонну пшеницы 4-го класса. Теперь слово за правительством. Но похоже, что для участников зернового рынка отныне государственное регулирование становится не меньшим риском, чем для нефтяников.