«АвтоВАЗ» сдал банк

«Ростехнологии» выкупят у «АвтоВАЗа» 20% Новикомбанка. Эту долю автозавод купил в самый разгар кризиса – в феврале 2009 г. Заработок на сделке будет весьма скромным – около 10% годовых

Сделку с «Ростехнологиями» предстоит утвердить годовому собранию акционеров «АвтоВАЗа», которое пройдет 23 июня. Общая сумма – 4,5 млрд руб., следует из материалов к собранию (копия есть у «Ведомостей»): 2,5 млрд руб. – за 20% акций Новикомбанка, еще 2 млрд руб. – за выданные банку займы и размещенный на его счетах депозит (и то и другое – по номиналу).

Но на самом деле «Ростехнологии» не переплачивают – они, по сути, возвращают долг «АвтоВАЗу», если вспомнить, при каких обстоятельствах он купил акции Новикомбанка, отмечает аналитик УК БКС Дмитрий Суров.

«АвтоВАЗ»

основные владельцы: «Ростехнологии» (25,1% голосующих акций, 18,83% уставного капитала), Renault ―и «Тройка диалог» (по 25% голосов). Капитализация – 38,95 млрд руб. финансовые показатели (МСФО, 2010 г.): ВЫРУЧКА – ―137,6 млрд руб., Прибыль – ―3,6 млрд руб.

Новикомбанк

Владельцы: «АвтоВАЗ» (20%), Юлия Левкина (1,96%), Илья Радов (15,2%), Маргарита Концебовская (15,74%), Ольга Иванова (15,43%), Сергей Тиунов (15,72%), Вероника Чернигова (15,95%). финансовые показатели (1 апреля 2010 г.): активы – 64,6 млрд руб., капитал – 5,1 млрд руб.

Новикомбанк – последний банковский актив «АвтоВАЗа». Решение о продаже принято советом директоров, так как актив непрофильный, отмечает представитель компании; на программах по автокредитованию это не отразится.

Стоимость актива намного ниже, чем цена сделки с «Ростехнологиями», отмечают эксперты. По мнению Марка Рубинштейна из ИФК «Метрополь», справедливая стоимость 100% Новикомбанка равна 1–1,2 величины его собственных средств, а это 5,1 млрд руб. на 1 апреля (данные «Интерфакс-ЦЭА»). Выходит, 20% банка должны стоить 1,02–1,2 млрд руб.

«АвтоВАЗ» приобрел 20% Новикомбанка в феврале 2009 г., в самый разгар кризиса, заплатив 1,6 млрд руб. А уже в марте того же года правительство пообещало заводу 25 млрд руб., чтобы заткнуть бреши в его собственном бюджете.

По итогам первого полугодия 2009 г. «АвтоВАЗ» списал 693 млн руб. потерь от обесценения банковского актива. Но зачем была совершена покупка, менеджеры «АвтоВАЗа» никогда не объясняли.

Выкупались новые акции Новикомбанка: он размещал допэмиссию, чтобы поправить финансы. И спасать банк логичнее было «Ростехнологиям», ведь Новикомбанк является партнером госкорпорации, как говорится на его сайте, отмечает Суров.

Представитель «Ростехнологий» комментировать предстоящую сделку с «АвтоВАЗом» не стал. А источник, близкий к госкорпорации, отмечает, что клиентами Новикомбанка помимо «АвтоВАЗа» являются еще 200 компаний, входящих в «Ростехнологии». Поэтому ей интересно иметь влияние на банк. Причем скорее всего живых денег «АвтоВАЗ» не увидит: платеж планируется зачесть в счет долга предприятия перед «Ростехнологиями», добавляет собеседник «Ведомостей».

С 2009 г. госкорпорация выделила заводу 75 млрд руб. беспроцентных кредитов (деньги были получены из бюджета), а недавно купила у него энергоактивы на 2,5 млрд руб. (деньги также пошли на реструктуризацию долга перед «Ростехнологиями»). Учитывая масштабную инвестпрограмму «АвтоВАЗа» и серьезные долги (103,6 млрд руб. на 1 апреля по РСБУ), сделка с «Ростехнологиями» вполне логична, даже если ее сумма выше справедливой стоимости, считает Суров.