Мистер и миссис Уилсон

На наши экраны вышел триллер «Игра без правил» (в оригинале Fair Game). Даг Лайман, режиссер «Идентификации Борна» и «Мистера и миссис Смит», освоил в нем новую форму шпионского боевика, где вместо погонь и перестрелок – ковровые бомбардировки и бюрократическая волокита
outnow.ch

Двадцать восьмого января 2003 г. Буш-младший произнес свои знаменитые 16 слов, дав отмашку иракской кампании: «Правительство Великобритании располагает надежными сведениями, что Саддам Хусейн недавно пытался заполучить значительное количество урана в Африке». Среди тех, кто не аплодировал его речи, были Джо Уилсон и Валери Плейм, приятная пара из Вашингтона, о степени осведомленности которых не подозревали ни друзья, ни соседи. Их попытка разоблачить Белый дом – сначала поодиночке, а потом и единым семейным фронтом – вылилась в политический скандал, несколько громких отставок, мемуаров и, наконец, экранизацию, представленную в прошлогоднем каннском конкурсе.

Уилсон, отставной дипломат с обостренным чувством справедливости, выработанным за годы работы в неблагоустроенных странах, сидит дома, нянчит отпрысков и общается с женой преимущественно через записки на холодильнике. Плейм, цеэрушница под прикрытием, сутками пропадает на службе и в странах арабского мира: по роду занятий ей положено вербовать информаторов, манипулируя их братскими, отчими и сыновними чувствами. Оба по указанию сверху ищут след ядерных разработок Саддама, но безуспешно; еще и приятели за бокалом вина каждый раз норовят обсудить теленовости, а под ногами мешаются дети и дуболомы из администрации президента. После того как Буш, невзирая на доводы и отчеты, отправляет войска насаждать демократию, муж в приступе либерального гнева публикует статью в «Нью-Йорк таймс», и все становится совсем плохо.

Субъективную правду по версии Уилсона – Плейм Лайман экранизирует в свойственной его «Борну» невротической манере, несмотря на то что люди в кадре в основном перекладывают бумажки. Стоит героям перейти к полевым действиям в экзотических странах, как начинается совсем безжалостное синема-верите, а тут еще на голову валятся бомбежки из документальной хроники и Буш с Чейни оттуда же. Уловить нюансы 700-страничного дела, которое пытаются пересказать за два часа, в таких условиях кажется совсем непосильной задачей, но в итоге выходит, что в тонны документации можно и не вникать: да, война это плохо, врать нехорошо, вместе мы сила. Вдобавок все нехорошие методы агитации и компромата уже не раз были отработаны в жизни и на экране, хотя однообразие этих приемов не спишешь на сочинителей фильма – скорее всего, в ЦРУ и офисе американского президента тоже сидят не выдающиеся сценаристы.

Впрочем, чувствуется, что подробная шпионская механика в яростном антибушевском духе волнует автора чуть меньше, чем борьба либерала с системой в отдельно взятой семье – пусть и на фоне национального коллапса (все-таки в позапрошлой картине у Лаймана суперагенты тоже сражались на кухне, в гостиной и спальне). Глядя на обиженного идеалиста в исполнении Шона Пенна, которого принято считать серьезным драматическим артистом и который весь фильм делает плаксивое лицо и трет кулаками глаза, сложно избавиться от мысли: сколько же сарказма здесь заложил режиссер. Хочется верить, что заложил, потому что в таком случае этот сухой политический триллер становится чуть более человечным – правда, выходит, что он не совсем о торжестве демократии, а о том, как показать фигу жене, которой никогда не бывает дома.