Вектор


«Сапсаны» авансом

Siemens готова выпускать в России не только электрички Desiro, но и высокоскоростные «Сапсаны» – если на то будет политическая воля, заявил в пятницу на совещании с премьером Владимиром Путиным президент Siemens в России Дитрих Меллер. Сейчас компания договаривается о закупках РЖД еще восьми «Сапсанов», но этого мало. Экономический смысл местной сборки появился бы при заказе свыше 60 поездов. Это возможно, но через несколько лет – Россия собирается строить высокоскоростные магистрали до Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Самары, по которым, как планируется, будут ходить экспрессы со скоростью до 400 км/ч. «Сапсаны» подходят – сейчас по существующей инфраструктуре они могут ездить со скоростью до 250 км/ч, но экспрессы Velaro, на основе которых построены «Сапсаны», могут ездить и быстрее. Правда, до закупок поездов на эти магистрали еще очень далеко – пока нет проекта по строительству даже первого участка между Москвой и Петербургом. Но Siemens уже заманивает будущего заказчика – ведь Alstom, основной ее конкурент, купившая 10 дней назад блокпакет «Трансмашхолдинга», уже наступает на пятки.

«Газпром» не сдается

Защитники облика Санкт-Петербурга всего полгода назад праздновали победу над «Газпром нефтью» – компания отказалась от планов возведения в центральной части Санкт-Петербурга 400-метровой офисной башни «Охта центра». После четырех лет бурных дебатов городские власти признали, что гигантский небоскреб неминуемо испортит вид исторической части города. После такого исхода «Газпром нефть» приобрела гораздо более безопасный с точки зрения исторической значимости участок рядом с Финским заливом в Лахте – от центра 9 км. Правда, Санкт-Петербург – такой город, что в нем многое имеет значение. Вот и на приобретенном участке действует ограничение по предельно разрешенным параметрам высоты – 27 м. Но те, кто думал, что история с «Охтой» научила «Газпром» сдерживать архитектурную фантазию, ошибались. В конце прошлой недели Комиссия по землепользованию и застройке Санкт-Петербурга сообщила, что структура «Газпром нефти» просит разрешения строить на своем участке здание высотой до 500 м. Теперь эту идею предстоит рассмотреть на общественных слушаниях. Представители компании успокаивают – отклонение попросили «на перспективу», а в итоге здание может получиться даже ниже «Охты» – около 300 м. Но общественность уже готовится к бою – в случае если компания воспользуется разрешением по максимуму, здание может испортить панораму Петропавловской крепости.

Инвестор для Башкирии

Добывать нефть в Башкирии могут инвесторы из Саудовской Аравии. Правительство Башкирии обсуждает с королевством реализацию совместных проектов в нефтедобыче, сообщило Reuters со ссылкой на президента республики Рустэма Хамитова. Председатель совета ТПП королевства шейх Салех Абдалла Камель и Хамитов в конце мая договорились о создании СП, которое будет изучать инвестиционную привлекательность нефтедобычи. В республике много нефти, но залегает она на глубине 4500 м, говорит Хамитов. Кроме того, малый интерес в последнее время вызывают небольшие месторождения, которые выставляет на торги республика. Помощь иностранных партнеров пригодилась бы и в их разработке, сказал представитель правительства «Ведомостям». Отчет аудиторов Счетной палаты после проверки Башкирии свидетельствует: большинство последних тендеров по нефтяным месторождениям не состоялось из-за отсутствия участников. То, что инвесторы из Саудовской Аравии, где добыча ведется неглубоко, придут в Башкирию, чтобы здесь добывать ее на глубине 4500 м, маловероятно, как и то, что королевство заинтересуется небольшими проектами республики, говорит аналитик UBS Константин Черепанов. Скорее всего, это способ властей Башкирии привлечь внимание к нефтедобыче в регионе.

Торги за компенсацию

Железнодорожный тариф в 2012 г. должен быть проиндексирован на 11,4%, сказал на встрече с премьер-министром Владимиром Путиным министр транспорта Игорь Левитин. Между тем глава правительства неделей ранее заявил, что тарифы монополий должны быть проиндексированы на уровне инфляции – 5–6%. К чему бы Левитину публично противоречить своему прямому начальнику? В самой РЖД считают, что повышение тарифов будет на обозначенном премьером уровне, рассказывал «Ведомостям» топ-менеджер монополии. Минэкономразвития, в ведении которого находится Федеральная служба по тарифам, также считает достаточной индексацию на уровне инфляции. Вопрос в том, какую сумму государство компенсирует РЖД за недостаточную индексацию тарифов – как это происходило в ближайшие два года. По подсчетам Минтранса, это 45–46 млрд руб., сказал Левитин. Сколько хочет получить РЖД, в компании не говорят. Но пару месяцев назад монополия считала, что это будет 40 млрд руб. при 7,4%-ном росте тарифа. А Минэкономразвития и вовсе против любых компенсаций – ведь только в прошлом году РЖД получила рекордные 78 млрд руб. прибыли. Окончательные параметры будут понятны к концу месяца, обещают чиновники.

Непобратимые банки

Трехлетние переговоры о возможном вхождении Сбербанка в капитал казахского БТА-банка, видимо, завершатся ничем. В этом признался президент Сбербанка Герман Греф его акционерам. «Там ситуация сложная, мы высказали свои сомнения правительству Казахстана. Если они сочтут возможным принять, то тогда мы будем готовы. Я, честно говоря, больших шансов на это не вижу», – сказал Греф. Ведение переговоров без особой веры в их успех уже во многом определяет результат. Тем более что срок, когда должно быть принято решение, неоднократно переносился. Да и в этом году представитель Казахстана не просто не вошел, а даже не выдвигался в наблюдательный совет Сбербанка.

Но главное, нет совпадения в стратегических интересах. Сбербанк нужен БТА, чтобы помочь в возврате активов, значительная часть которых, по версии казахских финансистов, в России. Сбербанк же интересовала инфраструктура БТА (он был до кризиса крупнейшей частной группой в СНГ), однако ее еще предстоит восстанавливать. Тратить время на это Сбербанку не с руки. Он, возможно, и так серьезно помог БТА – под эгидой интереса Сбербанка к нему БТА реструктурировал долги. Так что ничто не помешает им расстаться друзьями.