Кино без категорий

Продолжается конкурсная программа "Кинотавра". За редкими досадными исключениями она чудо как хороша
кадр из фильма "Охотник"/ www.ctb.ru

За два прошедших конкурсных дня стало окончательно ясно: программа этого года максимально и осознанно разнообразная, без явного фокуса на фестивальное кино. Фокус скорее на кино разное.

Останавливаться на единственном пока откровенно слабом фильме программы - "Летит" Сергея Швыдкого и Фуада Ибрагимбекова - не хочется. Относительно экранизации пьесы драматурга Ольги Мухиной не было других мнений, кроме "Почему это вообще в конкурсе?" И поскольку в самом фильме невозможно найти решительно ничего, что помогло бы ответить на этот вопрос, версии озвучивались исключительно дипломатического толка.

К счастью, в тот же вечер равновесие было восстановлено, потому что после "Летит" показали "Безразличие" Олега Флянгольца, снятое в 1989 году, но только сейчас завершенное.

"Безразличие" - черно-белое кино, стилизованное под 60-е годы, когда на улицах было пусто, в кафе "Пингвин" давали мороженое и не только, роковая девушка с танцплощадки была вылитая Моника Витти, а Калининский проспект только что прорубили. Главного героя, автослесаря и студента института культуры, Петю, влюбленного в эту саму роковую девушку, подругу бандита Жужу, играет пугающе молодой Федор Бондарчук. Параллельно романтической развивается еще несколько сюжетных линий: в одной действует подготовленная к полетам в космос и сбежавшая собака Тузик, другие линии описанию уже не поддаются.

"Безразличие", даром что сейчас доснятое и доделанное, конечно кино из 1989-го. И обаяние его целиком оттуда. Трогательная бессмыслица, наивные немного, как видится из прагматичного сегодня, эксперименты с формой, приветы питерскому параллельному кино, все это могло быть создано только тогда. Ну или по крайней мере не сегодня. Картина прикидывается то нуаром, то классической историей lovers on the run, то начинает напоминать оттепельные фильмы Хуциева, подмигивает Антониони. Это очень культурная, великолепно сделанная, по-хорошему дурацкая, ностальгическая картина. Причем теперь уже ностальгическая вдвойне. И по отношению к Москве 60-х, которая тут такая, что до слез. И по отношению ко времени, когда такой фильм в принципе мог быть сделан.

Но если "Безразличие" картина все-таки очень специальная, вкусовая, и резонирует не с каждым, то следующий конкурсный фильм - "Бабло" Константина Буслова - был настолько зрительским, насколько это вообще возможно. Достаточно типичная по тематике для продюсера Сергея Сельянова дебютная работа брата режиссера Петра Буслова - авантюрная комедия о тысячу раз украденном миллионе евро на взятку. За баблом гоняются чиновники, оборотни в погонах, проститутки, мелкие жулики, бандиты покрупнее. Удивительно крепкая для дебюта, энергичная и по-настоящему смешная история. Другой вопрос, что назвать эту картину фестивальной сложно, и она могла бы быть прекрасным выбором для внеконкурсного показа, но это уже в общем-то детали.

Одним из главных же претендентов на награды будет, разумеется, Бакур Бакурадзе со своим вторым фильмом "Охотник", участвовавшим в программе Каннского фестиваля "Особый взгляд". Картина Бакурадзе (как всегда у этого режиссера) - тонкая и глубокая. Он прекрасно чувствует и фиксирует фактуру, точно работает с эмоциями. Но тут важно понимать, что когда режиссер сильный настолько, то и претензий к нему в случае чего будет больше. Ниже определенного уровня он снимать вряд ли сможет, но и на свой уровень Бакурадзе с "Охотником" не поднялся. Есть ощущение спутанности, потери ритма, невозможности структурировать фактуру жизни, которая погребла под собой и фильм, и историю, и настроение. Впрочем, опять же: в случае с "Охотником" речь о пронзительном местами фильме талантливого режиссера, у которого не все получилось и от которого отчаянно хочется большего.