Таксисты в законе

Во вторник прошла всероссийская акция протеста таксистов: митинговавшие недовольны новыми правилами частного извоза и требуют их пересмотра. Владельцы таксопарков паниковать не склонны

Ольга Фомина, владелица таксомоторной компании для женщин «Розовое такси», давно ждала этого закона. «У меня собственный парк из 30 машин моделей Volvo и Ford Focus, все они принадлежат компании», – рассказывает она. По ее словам, у компании своя ремонтная база и все авто перед каждым рейсом проходят техосмотр. В штате «Розового такси» 52 человека, из них 40 водителей-женщин, остальные – обслуживающий персонал, в том числе медработник, который перед каждым выездом проверяет таксисток на алкоголь и измеряет им давление. «Против закона протестуют обычные диспетчерские службы, – рассуждает Фомина. – Человек дает объявление об оказании таксомоторных услуг, принимает по телефону заказ и передает его частным извозчикам».

Согласно принятым в апреле этого года поправкам в закон «О безопасности дорожного движения» все водители такси с 1 сентября должны будут иметь разрешение на таксомоторную деятельность, оформленную не на человека, а на автомобиль. Разрешение будет выдаваться при наличии у водителя автомобиля в собственности или в лизинге на срок не менее пяти лет, причем с 1 января 2015 г. – по квоте. Желающие получить разрешение вне квоты смогут участвовать в аукционах, которые также планируются с 2015 г.

По новому закону у каждого таксиста на руках должен быть договор фрахтования либо заказ-наряд. В течение каждых шести месяцев автомобиль будет подлежать техосмотру, ему также будут положены опознавательный фонарь, цветографическая схема (шашечки) и таксометр. Самому таксисту предпишут общий водительский стаж не менее пяти лет, а его работодатель должен будет перед каждым выездом обеспечивать контроль технического состояния такси и прохождение медосмотра водителем.

Пассажирам водитель будет обязан выдавать кассовый чек или квитанцию. В случае нарушения этого правила – штраф: водителю в размере 1000 руб., а его работодателю – 30 000 руб. Если у водителя не окажется на руках договора фрахтования автомобиля, его работодатель должен будет заплатить штраф в размере 200 000 руб.

Михаил Логинов, гендиректор 14-го таксомоторного парка, тоже не видит повода для паники. «Я, конечно, могу поднять тарифы, но это будет неправильно, – рассуждает он. – Это все равно что если сейчас поднимут цены на колбасу».

В его автопарке 200 машин, самые старые – 2006 г. Мера на получение разрешения на автомобиль ему кажется вполне адекватной. «Создать таксомоторную компанию можно и на 400 000 руб., закупив восемь подержанных машин по 50 000 руб.», – иронизирует он.

А вот Ярослав Щербинин, председатель межрегионального профсоюза работников общественного транспорта «Таксист», убежден: новый закон приведет к тому, что крупные компании, выкупив в будущем все квоты, начнут менять профессиональных водителей на более дешевую рабочую силу. Он уверен: лицензии должны выдаваться на водителя, а не на автомобиль. «Ситуации бывают разные, – аргументирует он. – Лично у меня есть машина, но она куплена в кредит и оформлена на жену».

В других странах выдача лицензий на такси – давно устоявшаяся практика. Там они даже разыгрываются на специальных аукционах. В США, по данным Medallion Financial Corp, средняя цена лицензии на авто в Нью-Йорке в 2010 г. составила $624 000, в Чикаго – $188 000, в Бостоне – $410 000, в Филадельфии – $325 000. Кроме автомобиля лицензию должен иметь и сам водитель. Чтобы ее получить в Нью-Йорке, необходимо пройти медосмотр, 24-часовое обучение в специальной автошколе, не иметь судимостей и оплатить сбор – $60.