Неверный знак

Заключать акционерные соглашения по российскому праву не имеет смысла – в них можно лишь воспроизвести нормы устава. Таков итог судебного эксперимента, который поставили совладельцы компании «Верный знак»

Заключать соглашения об управлении компаниями по российскому праву их совладельцы могут с лета 2009 г. Тогда вступили в силу поправки в законы об АО и ООО, принятые в связи с созданием в Москве международного финансового центра (МФЦ).

Бизнес возможностью воспользовался. По личной практике партнера White & Case Андрея Донцова, уже 10–15% новых акционерных соглашений заключаются по российскому праву. Например, об использовании инструмента в инвестпроектах заявило «Роснано».

Но суды пока не готовы предоставить участникам компаний свободу выбора инструментов управления активами. Эксперимент решили поставить совладельцы ООО «Верный знак». Партнер юрфирмы «Правовой департамент» Дмитрий Дмитриев, владеющий 20% «Верного знака», оспорил соглашение, которое заключил с другим участником – Романом Щитковым (80%). Были разногласия по управлению компанией, их захотели разрешить, заодно проверив практическую ценность соглашений по российскому праву, объясняет Дмитриев. К началу июня суды трех инстанций признали недействительными не только договоренности, прямо запрещенные законом (например, о лишении права голоса), но и не предусмотренные уставом. Например, по непропорциональному распределению прибыли, ограничению на распоряжение долями (все решения есть у «Ведомостей»).

Получается, что норма о соглашениях в законе есть, но ценность ее нулевая, констатирует Дмитриев и обещает подать надзорную жалобу в Высший арбитражный суд (ВАС). Президент Объединения корпоративных юристов и замдиректора правового департамента «Роснано» Александра Нестеренко замечает, что суды могли разрушить соглашение совладельцев «Верного знака» из-за того, что те умышленно включили в него запрещенные законом положения и представили процесс как эксперимент. Дело не станет прецедентным, надеется она, иначе риски для бизнеса будут слишком высоки.

Решение подтверждает опасения, что без дальнейшего реформирования закона конструкция не работает, говорит директор департамента Минэкономразвития Иван Осколков: «Получается, что прямо не разрешено законом, то запрещено».

Сейчас в администрации президента готовится к внесению в Госдуму новая редакция Гражданского кодекса. Готовившие ее президентские юристы предложили ограничить возможности для внеуставных договоренностей совладельцев компаний: объем правомочий акционеров или участников ООО в документе определяется только в соответствии с их долями. То есть по акционерному соглашению нельзя отказаться от прав, представляемых пакетом акций.

Сейчас Минэкономразвития, рабочая группа по МФЦ и ВАС обсуждают изменение проекта в сторону либерализации, рассказали два участника дискуссии. Пока работа не завершена, говорит Осколков. Он считает необходимым разрешить заключать соглашения не только между участниками общества, но и между ними и, например, потенциальным инвестором, а также ввести понятие неснижаемой неустойки. Важно разрешить непропорциональное распределение прибыли и голосов в органах управления, допустить отказ от прав одного из совладельцев, добавляет Нестеренко.