Приглашение к конкурсу

С июля в Краснодаре право перевозить пассажиров можно будет получить только на муниципальном конкурсе. Сами перевозчики считают, что их количество может сократиться в 20 раз, а тарифы на проезд вырастут

Обновление парка. 123

автобуса малой вместимости (в основном «Газели») и 261 автобус – средней (ПАЗ, Hyundai, Ford) работают на маршрутах Краснодара, по данным городского управления транспорта на 20 мая. За I квартал на иномарки и ПАЗы заменено 136 «Газелей».

Администрация Краснодара через газету «Краснодарские известия» (официальный орган мэрии) уведомила пассажирских перевозчиков, что не продлит с ними договоры на новый срок, а также о новых правилах. Газета во вторник опубликовала список из 324 перевозчиков, с которыми договоры были заключены в июле – сентябре 2006 г. на пять лет. Все 324 – частные лица. В 2006 г. договоры заключались именно с ними, а не с юрлицами, пояснил начальник управления транспорта Краснодара Евгений Калиоропуло.

До 2006 г. многие перевозчики работали вовсе без договоров и тогда власти решили легализовать всех, чтобы «вывести их из тени» и «привести рынок в порядок», говорит Калиоропуло. «Необходимо было хоть как-то наладить график движения автобусов малой вместимости (маршруток)», – продолжает чиновник. Его управление было создано два года назад, до этого транспорт курировал департамент городского хозяйства. По словам Калиоропуло, сейчас у каждого перевозчика (ИП или ООО) есть свой график, на одном маршруте могут работать 10–15 перевозчиков. Теперь, по его словам, на одном маршруте будет работать только одна компания – на конкурсе один лот будет соответствовать одному маршруту. Всего в городе существует 53 маршрута, на первом этапе администрация проведет конкурс на 30, затем, до конца лета, – на оставшиеся, обещает Калиоропуло. Договоры, как и раньше, будут заключаться на пять лет, уточнил он. «Большинству перевозчиков придется уйти, им не потянуть конкуренцию на конкурсе с крупными перевозчиками (всего их в городе около 20), неизбежно и сокращение на 6–7 маршрутов», – говорит гендиректор компании СВП Игорь Каракастанда. «Мелким предпринимателям перекрыли доступ к бизнесу, нет возможности развиваться, поэтому все уходят, многие обновили автопарк. И теперь неизвестно, как расплачиваться с кредитами», – сетует ИП Оксана Зверева (ее автобусы курсировали по нескольким маршрутам). «В течение 13 лет мелкие частные компании работали на своих автомобилях, не получая никакой поддержки, теперь наши графики будут отданы предприятиям, которые станут работать по уже налаженной системе. Нам остается только уйти в другую сферу или работать в очень жестких условиях с высокими планами», – говорит ИП Андрей Бутко.

В итоге останется 10–15 юрлиц, которые поделят между собой городские и пригородные маршруты в Краснодаре, предполагают еще два частных перевозчика. Уже сейчас есть крупные компании, которые упрочат влияние, например «Трансторг-1», считают несколько собеседников «Ведомостей».

«Мы будем претендовать на девять маршрутов», – говорит гендиректор «Трансторг-1» Алексей Екименко. Сейчас у «Трансторга» их пять, на них работает 61 автобус средней вместимости. По словам Екименко, оставшимся перевозчикам будет легче обосновать свою позицию по повышению тарифов на проезд – сегодня они позволяют работать на грани рентабельности. Сейчас в Краснодаре фиксированная цена на проезд в маршрутках – 14 руб., в автобусах – 10 руб. Перевозчики, опрошенные «Ведомостями», говорят, что экономически обоснованная цена – 20–25 руб. для маршруток и 18–20 руб. – для автобусов.

«В результате предстоящего передела рынка кто-то все равно останется обиженным, но чистка в рядах – это правильно, должны работать юрлица, которые в состоянии обновлять автопарк», – считает президент краевой Ассоциации грузовых перевозок Гаик Мурадян.