Демарш энтузиастов
Финальный расклад «Кинотавра» удивил всех – кроме, разве что, самого жюри под председательством Александра Миндадзе. Решение отдать главный приз фильму «Безразличие» можно смело назвать протестнымРаспределение призов всегда шахматная партия. Понятно, что жюри пытается отметить понравившиеся картины и не всегда отмечает их за дело. Очень часто приз за лучшую музыку, например, достается фильму, на который других наград просто не хватило. Вроде как награду дать нужно, а все главные уже разобраны. Это очень понятно по-человечески и совершенно не возмущает. Такие решения всегда в значительной степени дипломатические. И тем не менее выбор Миндадзе почти всех – даже, говорю за себя, поклонников картины «Безразличие» – обескуражил. Показательно уже, что поднявшийся на сцену с заключительным словом Александр Роднянский первым делом отметил непредсказуемость «Кинотавра».
К концу фестиваля претендентов на главные призы было несколько: «Охотник» Бакура Бакурадзе, «Портрет в сумерках» Ангелины Никоновой и, кто бы что ни говорил, «Бедуин» Игоря Волошина. Была также в этом году на «Кинотавре» секция хороших зрительских картин – «Упражнение в прекрасном» Виктора Шамирова, «Бабло» Константина Буслова, «Мой папа Барышников» Дмитрия Поволоцкого, – которые почти всем понравились, но как распределять призы между бескомпромиссным, почти антизрительским фестивальным «Охотником» и тем же «Баблом», было не очень понятно.
Решение нашлось, но идеальным его назвать трудно. «Охотнику» досталось больше всего наград: приз за режиссуру, лучшая женская роль, приз Гильдии киноведов и кинокритиков (в компании с картиной Виталия Манского «Родина или смерть»). «Бабло» очень удачно удалось наградить призом за лучший дебют, «Упражнение в прекрасном» – за лучший сценарий. Когда же главный приз ушел к снятому в 1989 г. (и доделанному уже сейчас) правда замечательному «Безразличию» Олега Флянгольца, «Портрет в сумерках» и «Бедуин» остались за бортом.
«Бедуин» – совсем без наград. «Портрет в сумерках» – возможно, лучшая картина фестиваля – с призом за операторскую работу. Это при том, что фильм Ангелины Никоновой и Ольги Дыховичной (у которой были все шансы и на актерскую награду) был бы идеальным выбором для главного приза: картина говорит о времени, о сегодняшней нашей жизни умнее и точнее большинства российских картин. «Портрету в сумерках» нужна была эта награда, чудесному «Безразличию» она на самом деле не нужна.
«Безразличие», о котором говорить хочется только взахлеб, – трогательный и поэтичный памятник тому времени, концу 80-х, когда кино оставалось еще искусством, когда в нем было место хулиганству, эксперименту, культурной и обаятельной бессмыслице. И конечно, памятник этот нужно было отмечать. Только специальным призом, не главным. В своей – хочется сказать, программной – речи председатель жюри Александр Миндадзе говорил в числе прочего о том, что это награда картине, напомнившей нам о том, что кино – искусство. И говорил, конечно, правильно. Разумеется, так оно и есть. Очарование «Безразличия» во многом заключено в том, что такая свободная, не нацеленная ни на, прости господи, прибыль, ни на успех картина почти невозможна сегодня. И этот приз во многом – напоминание, указание, укор сегодняшнему дню. Справедливый. Но так вышло, что из-за этого укора пострадали работы, к которым он не относился.