Демарш энтузиастов

Финальный расклад «Кинотавра» удивил всех – кроме, разве что, самого жюри под председательством Александра Миндадзе. Решение отдать главный приз фильму «Безразличие» можно смело назвать протестным
Кинотавр

Распределение призов всегда шахматная партия. Понятно, что жюри пытается отметить понравившиеся картины и не всегда отмечает их за дело. Очень часто приз за лучшую музыку, например, достается фильму, на который других наград просто не хватило. Вроде как награду дать нужно, а все главные уже разобраны. Это очень понятно по-человечески и совершенно не возмущает. Такие решения всегда в значительной степени дипломатические. И тем не менее выбор Миндадзе почти всех – даже, говорю за себя, поклонников картины «Безразличие» – обескуражил. Показательно уже, что поднявшийся на сцену с заключительным словом Александр Роднянский первым делом отметил непредсказуемость «Кинотавра».

К концу фестиваля претендентов на главные призы было несколько: «Охотник» Бакура Бакурадзе, «Портрет в сумерках» Ангелины Никоновой и, кто бы что ни говорил, «Бедуин» Игоря Волошина. Была также в этом году на «Кинотавре» секция хороших зрительских картин – «Упражнение в прекрасном» Виктора Шамирова, «Бабло» Константина Буслова, «Мой папа Барышников» Дмитрия Поволоцкого, – которые почти всем понравились, но как распределять призы между бескомпромиссным, почти антизрительским фестивальным «Охотником» и тем же «Баблом», было не очень понятно.

Решение нашлось, но идеальным его назвать трудно. «Охотнику» досталось больше всего наград: приз за режиссуру, лучшая женская роль, приз Гильдии киноведов и кинокритиков (в компании с картиной Виталия Манского «Родина или смерть»). «Бабло» очень удачно удалось наградить призом за лучший дебют, «Упражнение в прекрасном» – за лучший сценарий. Когда же главный приз ушел к снятому в 1989 г. (и доделанному уже сейчас) правда замечательному «Безразличию» Олега Флянгольца, «Портрет в сумерках» и «Бедуин» остались за бортом.

«Бедуин» – совсем без наград. «Портрет в сумерках» – возможно, лучшая картина фестиваля – с призом за операторскую работу. Это при том, что фильм Ангелины Никоновой и Ольги Дыховичной (у которой были все шансы и на актерскую награду) был бы идеальным выбором для главного приза: картина говорит о времени, о сегодняшней нашей жизни умнее и точнее большинства российских картин. «Портрету в сумерках» нужна была эта награда, чудесному «Безразличию» она на самом деле не нужна.

«Безразличие», о котором говорить хочется только взахлеб, – трогательный и поэтичный памятник тому времени, концу 80-х, когда кино оставалось еще искусством, когда в нем было место хулиганству, эксперименту, культурной и обаятельной бессмыслице. И конечно, памятник этот нужно было отмечать. Только специальным призом, не главным. В своей – хочется сказать, программной – речи председатель жюри Александр Миндадзе говорил в числе прочего о том, что это награда картине, напомнившей нам о том, что кино – искусство. И говорил, конечно, правильно. Разумеется, так оно и есть. Очарование «Безразличия» во многом заключено в том, что такая свободная, не нацеленная ни на, прости господи, прибыль, ни на успех картина почти невозможна сегодня. И этот приз во многом – напоминание, указание, укор сегодняшнему дню. Справедливый. Но так вышло, что из-за этого укора пострадали работы, к которым он не относился.