Дрейф в сторону ярмарки

Завершился VI Международный открытый книжный фестиваль. Литературу, политику и ресторанное дело на нем обсуждали в похожих интонациях

Открытый фестиваль изначально отличался от традиционных столичных ярмарок своим литературным акцентом. Стендов издательств здесь почти не было, если где-то и слышался звон кассового аппарата, то звучал он приглушенно. Расслабленная дачная атмосфера фестиваля не отменяла интеллектуальной напряженности выступлений. Когда в программе все же обнаруживались представители массовой литературы, это выглядело как сдача позиций.

В этом году книжный магазин расположился уже при входе, и посетители проходили через него словно сквозь строй. На втором этаже издатели и книготорговцы свободно расставили свои столы.

Постепенное дрейфование фестиваля от «западного» мероприятия в сторону обычной книжной ярмарки произошло, что называется, в рабочем порядке. Для самих организаторов принципиальным вопросом стало уже не соотношение высокой и массовой литературы: то, что в один из дней прайм-тайм был отдан презентации провальной исторической фантазии «Цветочный крест» Елены Колядиной, говорит о многом. На этот раз центр тяжести был перенесен на общественно-политические дискуссии. Один из кураторов фестиваля, Борис Куприянов, был опечален тем, что в ЦДХ не удалось провести концерт в поддержку Артемия Троицкого – зато вместо Троицкого на фестивале выступил Иосиф Кобзон. Впрочем, у посетителей фестиваля всегда оставался выбор: вместо официальных речей можно было послушать лекцию профессора Сергея Иванова по истории «юродства и юродивых в Византии и окрестностях».

Лекций в этом году, к сожалению, было мало. Писательских выступлений тоже не слишком много (среди участников Максим Амелин, Александр Иличевский, Юрий Мамлеев, Людмила Улицкая, Шамуз Дагтекин). Преобладали мероприятия с ноткой бодрого практицизма: большой разницы между обсуждениями «Как сделать правильный ресторан» и «С чего начинается Путин? Интеллигенция и коллаборация» заметно не было. Гораздо менее оптимистично прошло обсуждение с заумным названием «Стратификация или новая сегрегация» – обсуждение роли интеллигенции неизбежно перешло в разговор о социальном расслоении российского общества. Литовские книжники рассказали о том, «как существует небольшой книжный магазин в Европе», а по сути, вместе с московскими коллегами сравнили, как идет сдача культурных позиций у них и у нас. Сам фестиваль, проводимый в здании Центрального дома художника, которое чуть было не снесли, только в последний момент получил подтверждение о том, что нынешние столичные власти все же окажут ему финансовую поддержку.

Самое прямое предназначение подобного фестиваля – а именно выйти из душных помещений на свежий воздух, чтобы разбирать и обсуждать конкретные тексты, – как всегда, воплотили дети. Вместе с писательницей и переводчицей Мариной Бородицкой они сочиняли сказки, а поэт Александр Тимофеевский устроил своим читателям настоящий кулинарный цирк. Детская программа и на этот раз оказалась самой удачной.