Арбузы в складчину

Шесть розничных сетей из Томска, Бийска, Красноярска и Иркутска создают закупочный союз по аналогии с уже действующим «Система Т3С», чтобы совместно закупать товар у федеральных поставщиков и получать более низкие закупочные цены

Сибирские участники Союза независимых сетей России (СНСР, объединяет 46 региональных розничных компаний) решили создать собственный закупочный альянс по аналогии с действующим «Система Т3С», говорится в корпоративном журнале союза «Российская сетевая торговля». В закупочное объединение «Т3С ­Сибирь» войдут шесть сетей с совокупным оборотом в 21 млрд руб. в 2010 г.: алтайский «Аникс» (251 магазин), иркутская «Слата» (23 магазина), красноярский «Каравай» (24 точки), томская «Лама» (30 объектов) и сети «Красный Яр» (39) и «О’кей» (16) из Красноярска и Юрги, рассказал гендиректор ЗАО «Система Т3С» Леонид Абаюшкин.

«Система Т3С» – единственное широко известное закупочное объединение в России. Оно работает с 2007 г. и сейчас, по словам Абаюшкина, включает 33 сети, объединяющие больше 1000 магазинов с совокупным оборотом $1,6 млрд в 2010 г.

ЗАО «Сис­тема Т3С» собирает заказы сетей и организованно закупает биржевые товары (сыры, сахар, окорочка, рыбу), овощи и фрукты у крупных федеральных поставщиков, заказывает товары под собственными торговыми марками союза («Союзная марка» и «Юнимарка»), организует логистику, объясняет гендиректор объединения. В результате, по его словам, мелкие торговые сети получают возможность закупать товары почти на тех же условиях, что и крупные федеральные игроки.

Гарантированные крупные объемы поставки выгодны производителям, поэтому работать с закупочными союзами интересно, говорит представитель крупного производителя молочных продуктов. Для поставщиков работа с закупочным объединением выгодна, когда оно обеспечивает логистику – доставку товара до каждой из сетей, говорит директор по развитию компании AZ (марка «Старт», дистрибутор и производитель батареек, ламп и других товаров) Андрей Туряница. «Система Т3С», по его словам, обеспечивает доставку товара далеко не во все магазины, преимущественно по сетям Центральной России.

Сибирские сети объясняют желание создать собственный закупочный союз как раз высокими логистическими издержками, которые не позволяют им работать со многими контрактами «Т3С» при отгрузках из Москвы. «Важно, чтобы в регионе был единый покупатель, который смог бы заказывать товар в инте­ресах всех сетей и распределять через логистические ресурсы макрорегиона», – говорит Абаюшкин. У сибирских ритейлеров – «Аникса» и «Ламы» – есть крупные собственные логистические центры. Решение о том, где разместится объединенный сибирский распредцентр «Т3С», еще обсуждается, говорит генеральный директор алтайского ТД «Аникс» Юрий Никитин.

По расчетам СНСР, которые приведены в журнале, объединение закупок позволит снизить затраты на транспортировку товаров на 8–10%, экономить от 35 до 46% от закупочной цены на самостоятельном импорте из Китая и снизить затраты на приобретение фруктов и овощей в среднем на 17%. «У каждой из сетей – участниц закупочного объединения есть своя экспертиза. Кто-то хорошо работает с импортом непродовольственных товаров, кто-то с другими категориями», – объясняет Никитин. Например, отказавшись от услуг оптовиков при закупке казахских арбузов и лука, можно сэкономить от 10–15%, а если размещать заказы заранее и с небольшой предоплатой – еще до 7%, рассказывает он.

«Для поставки из бийского распредцентра «Аникс» в красноярский «Красный Яр» плечо доставки слишком велико – почти 1000 км, а мощностей распредцентра «Лама» вряд ли хватит на все шесть сетей», – говорит член совета директоров ритейлера «Холидей классик» Алексей Захаров.