Инфляция под ЦБ

Законодательно закрепить за ЦБ контроль инфляции можно, но не обязательно, заявил на встрече с депутатами первый зампред Алексей Улюкаев. ЦБ и так этим занимается, просто не всегда, согласны эксперты

В законе о ЦБ можно указать новую цель регулятора – «поддержание ценовой стабильности» или «контроль инфляции», что позволит ему заниматься инфляционным таргетированием, сказал Улюкаев, заверив в готовности обсуждать с депутатами соответствующие поправки (цитаты по «Интерфаксу»). Но можно и ничего не вносить, добавил он: контролировать инфляцию ЦБ позволяет и действующая формулировка. «Влезая в ткань закона», есть риск «на выходе не всегда получить то, что хотелось», сказал Улюкаев.

По закону у ЦБ три цели: защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Идея указать новую цель возникла у депутатов, потому что ЦБ постоянно провозглашает переход к режиму инфляционного таргетирования, рассказал депутат Госдумы Павел Медведев. «Думаю, никакого предложения [от депутатов] не будет, и без этой поправки можно обойтись», – считает он. Цели для ЦБ надо выбирать осторожно, говорит он: «С 1990 г. чего только ЦБ не пытались вменить, даже развитие сельского хозяйства». ЦБ отвечает за устойчивость рубля, а она связана в том числе с инфляцией, говорит президент Ассоциации региональных банков Анатолий Аксаков, тоже не видя необходимости в изменениях. «Не считаю, что в законе нужно писать таблицу умножения», – согласен экс-зампред ЦБ Сергей Алексашенко: проблема того, что ЦБ не справляется с контролем инфляции, не в слабости закона.

В 2007 г. правительство и ЦБ планировали инфляцию 6,5–8%, она составила 11,9%; в 2008 г. была 13,3% при плане 6–7%; в 2009 г. – 8,8% вместо 7–8,5%; лишь в 2010 г. план был перевыполнен – 8,8% вместо 9–10%. Цели по инфляции ставятся вместе с правительством, указывает Александр Морозов из HSBC, а ЦБ не полностью свободен в принятии решений: «У нас бюджетная и монетарная политика настолько переплетены, что эффективное управление инфляцией невозможно». Бюджет стерилизует недостаточно нефтедоходов и наращивает расходы. ЦБ вынужден отвлекаться от инфляции, проводя интервенции, чтобы не допустить резкого укрепления рубля при росте цен на нефть, иначе «все умрет, кроме нефтегазового сектора», поясняет Морозов, а при падении нефтяных цен – сдерживать ослабление рубля.