Офонаревший

Кинокомикс «Зеленый фонарь» (Green Lantern) полтора часа показывает, какого цвета добро, а какого – зло
Киноафиша

Сюжетная схема большинства комиксов про супергероев прекрасно описана в «Мухе-Цокотухе», но к новому фильму великие строчки Корнея Чуковского просятся прямо эпиграфом: «Вдруг откуда-то летит / Маленький Комарик, / И в руке его горит / Маленький фонарик. / «Где убийца, где злодей? / Не боюсь его когтей!»

Фонарик у нас, как понятно из названия, зеленый. А злодея можно узнать по желтушному цвету еще до того, как он выпустит когти или космические присоски и заявит о намерении запугать, поработить и уничтожить Вселенную и утащить в свое галактическое логово любимую девушку главного героя.

Зрителям старше 10 лет в кинозале делать нечего, а детей «Зеленый фонарь» учит хорошему. В общем, мои маленькие друзья, главное – ничего не бояться. Страх, как известно, в печенках. А клинический признак поражения печени, как известно, – желтуха. По крайней мере в медицинской логике авторам комикса не откажешь.

Главный герой служит летчиком-испытателем и любит повторять маленькому племяннику, что бесстрашие – его профессия. Как выясняется еще в начале фильма, лукавит (это повод для драмы). Как выясняется к финалу, не совсем. Но вообще-то хорошо быть бесстрашным, когда инопланетяне подарили тебе могущественное зеленое кольцо, с помощью которого можно летать в космическом пространстве, создавать любое оружие и красоваться в идиотском костюме (только не забывай подзаряжать колечко от фонаря). Кольцо, конечно, выбирает смелых. Но лучше бы умных выбирало. А то у фактурного актера Райана Рейнолдса весь фильм такое выражение лица, как будто он никак не припомнит, сколько будет дважды два. Вот таких ребят и берут в космическую полицию.

Какой супергерой, такие и суперзлодеи. Один, земной, – ученый-неудачник, которого неплохой актер Питер Сарсгаард играет с прищуром, напоминающим о светлом образе В. И. Ленина из советских фильмов. Другой, космический, представляет собой гигантский калообразный сгусток материи: сражаться с ним трудно, но совершенно неинтересно. Скучно, кажется, даже мастерам визуальных эффектов, задача которых состоит в том, чтобы изобразить, как галактическое зло плюется желтым, а галактическое добро посылает в ответ зеленые лучи, в финале все-таки собрав их в натуральный кулак, чтобы врезать супостату по условной морде.

А главное – снято все это на голубом глазу, как будто после наивных комиксов 1940-х (серия про «Зеленые фонари» появилась именно тогда) жанр никак не эволюционировал, не переосмыслялся, не пародировался. Только спецэффекты появились.

Самое грустное, что в титрах стоит имя Мартина Кэмпбелла, чье «Казино «Рояль» до неузнаваемости изменило стилистику киносериала про агента 007. Это лишний раз напоминает, что в системе больших голливудских студий режиссер лишен авторской воли и права на индивидуальный почерк. Нельзя сказать, что «Зеленый фонарь» – фильм Кэмпбелла, это фильм компании Warner Bros. с бюджетом в $150 млн, потраченных на какую-то глупость про битву желтухи с зеленкой.

Нет, даже детям это не надо показывать. Перечитайте им лучше «Муху-Цокотуху».