Экономический форум в Санкт-Петербурге: Полчаса славы

Спонсорские взносы составляют почти две трети бюджета Петербургского экономического форума. От предложения поддержать форум отказаться сложно

В этом году у форума два генеральных партнера – Сбербанк и «Роснефть», генеральный спонсор – «Газпром» и стратегический партнер – Федеральная сетевая компания. Они должны заплатить по 50 млн руб., добавляет чиновник. Еще 18 партнеров, среди которых ВЭБ, «Лукойл», «Сургутнефтегаз», МТС, «ВТБ капитал», «Вымпелком», приобретают пакеты за 20 млн руб. каждый, утверждает чиновник. Партнером по транспортному обеспечению третий год становится Daimler, она предоставит 300 легковых Mercedes и мини-вэнов Viano Benz, которые станут официальным транспортным средством форума.

Бюджет Петербургского экономического форума в этом году составит 880 млн руб., на 12% больше, чем в прошлом году, заявила в середине мая министр экономического развития Эльвира Набиуллина. Удорожание она объяснила инфляцией и новыми техническими возможностями, которые будут предоставлены участникам.

Около 600 млн руб. поступит от спонсоров – партнеров форума, рассказал высокопоставленный чиновник министерства. Партнерами могут стать преимущественно крупные российские компании с хорошей репутацией и предпочтительно ведущие деятельность не только в России, говорит он.

В 2004 г. генеральным партнером форума был «Газпром», в 2008 г. к нему присоединился Сбербанк. По положению, опубликованному на сайте форума, у него может быть не более двух генеральных партнеров, 15 обычных и один транспортный, количество остальных не регламентировано. Положение – не догма, говорит чиновник Минэкономики. Некоторые партнеры становятся таковыми автоматически из года в год, остальные присоединяются к программе по желанию, объясняет он. Партнер имеет возможность разместить свой стенд в седьмом павильоне «Ленэкспо», стать организатором круглого стола, его логотип будет присутствовать на всех печатных материалах форума.

Условия спонсорства гибкие, организаторы могут пойти навстречу компании, которой не нужны все опции пакета, говорит он. МТС, например, в этом году отказалась от строительства стенда, компания только разместит в павильонах несколько брендированных зарядных станций для мобильных телефонов, сообщил представитель оператора, не раскрывая условий контракта с оргкомитетом.

«Газпром» выделяет средства на проведение форума седьмой год подряд, спонсорство логично для одной из ведущих энергокомпаний мира, от работы которой во многом зависит развитие России, говорит представитель пресс-службы монополиста. Компания должна обозначить свое присутствие в экономических процессах, отмечает представитель «Лукойла», добавляя, что компания спонсирует форум уже более 10 лет. «Интер РАО» планирует к 2020 г. войти в десятку крупнейших энергетических компаний мира, для нее важно повысить свою значимость в глазах первых лиц государства и международных корпораций, объясняет ее представитель.

Daimler привлекает престижный состав участников форума, который соответствует имиджу марки, рассказывает представитель компании. По его словам, задействованные на форуме машины потом продаются со скидкой в автоцентрах дилеров. Раскрыть затраты на спонсорство форума он отказался. Они сопоставимы с пакетом партнера, говорит сотрудник представительства производителя одной из премиальных марок.

Чиновники скорее назначают, чем выбирают партнеров, утверждает сотрудник одной из компаний-спонсоров. От предложения выделить деньги на форум отказаться почти невозможно, это будет расценено как предательство, подтверждает менеджер другого партнера. Можно поторговаться, но игнорировать просьбу от Минэкономики нельзя, добавляет он. Помимо затрат на пакет партнера необходимо потратиться и на стенд, стоимость которого доходит до 1 млн руб., оценивает собеседник «Ведомостей». Основная рекламная нагрузка приходится на те полчаса, когда официальная делегация во главе с президентом после пленарного заседания осматривает экспозицию, рассказывает он. Арендовать на день комнату для переговоров в 10 раз дешевле, уверяет он.

BMW в 2008 г. была транспортным партнером форума, однако с тех пор не участвует в конкурсе, который проводит Минэкономики. Финансовые и организационные затраты не соответствуют маркетинговому эффекту, утверждает источник, знакомый с позицией баварского концерна. В российском представительстве BMW отказались от комментариев.

«Мегафон» в последний раз был партнером форума в 2009 г. Компания и так присутствует в «Ленэкспо», она предоставляет делегатам и гостям связь через своих «дочек» – «Петерстар» и «Метроком», объясняет менеджер «Мегафона». МТС и «Вымпелком» – партнеры форума четвертый и пятый год подряд соответственно.

Спонсорские взносы составят не более 1% маркетингового бюджета крупных российских компаний, говорит Маргарита Васильева, креативный директор «Паприка брендинг». По ее оценке, за 20 млн руб. можно вывести на крупный региональный рынок – например, петербургский – какой-либо потребительский продукт. Среди спонсоров преобладают компании с государственным участием, для них выделение средств на форум является обязательным средством выражения лояльности своему главному акционеру и сумма обычно находится за пределами экономических понятий, считает эксперт.