Экономический форум в Санкт-Петербурге: «Там на каждом углу крупный налогоплательщик»


Петербургский бюджет на подготовку к форуму потратит около 50 млн руб. Какую пользу форум принесет городской экономике, рассказывает вице-губернатор Петербурга, председатель координационного комитета по подготовке и проведению Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) Михаил Осеевский.

– Что проведение ПМЭФ дает Петербургу?

– Любое событие такого масштаба – это подтверждение статуса города как делового центра. Деловой центр обязан принимать события высокого уровня. Кроме того, это возможность еще раз показать всему миру, что такое сегодняшний Петербург. Есть и меркантильная сторона, о ней мы тоже всегда говорим, – это возможность заработать тем, кто занимается организацией питания и транспорта, музеям, культурным центрам.

– Гостиницы вот хорошо зарабатывают, поднимая цены в несколько раз. Обвинение в ценовом сговоре они оспорили в суде. Администрация будет еще что-то предпринимать?

– Как обычно, мы забронировали 1100 мест в 5- и 4-звездочных гостиницах еще год назад, теперь у нас есть квота, которая позволяет решить проблемы с размещением гостей. Сами понимаете, цены на эти номера – цены не сегодняшнего дня.

– А гостиницы не будут отбивать потери от этих 1100 номеров ценами на оставшиеся номера?

– Гостиницам выгодно продать оптом заранее. Любой оптовый покупатель выгоден. Цена определяется балансом спроса и предложения. Мы идем, как мне кажется, рыночным путем. В городе открывается все больше и больше гостиниц, они конкурируют между собой. Я сам во время Давосского форума жил в гостинице «2 звезды» и, если память не изменяет, платил за это удовольствие примерно по 500 швейцарских франков в день. Это объективная реальность. Опять же в июне в Петербурге всегда ажиотаж, приезжает много туристов. У гостей города должен быть выбор: можно жить дорого в 5-звездочном отеле или скромнее – в 3-звездочном.

– Как составлялся список официальных отелей?

– Учитывались два критерия: сложившиеся предпочтения участников и история наших взаимоотношений с теми или иными отелями. Когда отелей будет больше, отбор станет жестче.

– То есть надо будет сделать что-нибудь выдающееся, чтобы попасть в этот список?

– Да нет, надо быть просто на разумном уровне своих притязаний. Мы смотрим на цену, на комфорт взаимоотношений.

– Какие еще компании могут реально заработать на форуме?

– На четыре дня в городе оказывается до 10 000 гостей, которым надо как-то провести время после заседаний. У каждого свои ценности и приоритеты, кто-то идет в Мариинский театр, а кто-то – пить пиво. Главное, чтоб все эти развлечения были в наличии. Дальше – рынок. Каждый бизнес имеет возможность себя прорекламировать.

– Сколько выделяет городской бюджет на проведение форума?

– Мы всегда, как хозяева, оборудуем свой павильон с выставкой крупных городских проектов. Там будет проходить пять сессий, а также встречи с партнерами, подписание соглашений, пресс-конференции. Претендентов на оборудование павильона было три – «Формика», «Рестэк» и «Экспостиль». Выиграло ООО «Экспостиль», предложившее наиболее интересную концепцию и цену 21,9 млн руб. при максимальной 23,25 млн руб.

– Среди партнеров нынешнего ПМЭФ преобладают государственные компании. Это какой-то срез экономики или с ними проще договариваться?

– То, что у нас много крупных компаний с государственным участием, собственно говоря, знают все. Хотя в разных секторах по-разному. Есть отрасли, скажем ритейл или сотовая связь, где государства вообще нет. В числе партнеров этого форума вы видите и «Вымпелком», и МТС.

– Нет ли ситуации, что кого-то попросили участвовать?

– Наверняка это интерактивный процесс. Точно не знаю: привлечением партнеров занимаются наши коллеги из Министерства экономики.

– Ради чего партнеры тратят деньги?

– Для крупного бизнеса поддержка статусных проектов – вещь обыденная, а ПМЭФ становится весомым событием не только для России. Взнос в несколько десятков миллионов рублей на фоне рекламных расходов крупных корпораций – сумма не очень заметная. Для них участие в форуме – не прямая реклама, рассчитанная на ту или иную целевую группу, а подтверждение статуса глобального игрока.

– Число участников в этом году изменилось?

– В этом году заметно вырос уровень – больше первых лиц, больше компаний из списка Forbes. Уникально и международное присутствие, уже подтвердили участие председатель КНР Ху Цзиньтао, премьер-министр Испании Хосе Луис Родригес Сапатеро, президент Индонезии Сусило Бамбанг Юдойоно, президент Финляндии Тарья Халонен, высокопоставленные представители других стран.

– Чем вам запомнились форумы прошлых лет?

– Во время форумов были подписаны соглашения о создании автозаводов, состоялось торжественное открытие производств, были соглашения по ГЧП. Понятно, что работа ведется в течение года и потом концентрируется во времени и в пространстве. Форум – это три напряженных рабочих дня непрерывного общения.

Самое яркое впечатление, реализовавшееся в проект, – это встреча с гендиректором ММК Виктором Рашниковым. Мы познакомились на форуме и провели переговоры. После чего ММК в 2007 г. заложил первый камень в основание завода штампованных компонентов и сервисного металлоцентра, первая очередь которого начала работу в 2010 г., инвестиции ММК в проект – около 4 млрд руб. Форум – это возможность пообщаться с большим количеством людей, обменяться информацией, из этого всегда что-то вырастает.

– Каких соглашений ожидать в этом году?

– Мы в прошлом году подписали соглашения о намерениях с рядом фармацевтических компаний, на 16 июня планируется закладка камня в исследовательский центр Novartis в ОЭЗ. Будут соглашения с компаниями IT-кластера, другими инвесторами.

– Петербургский бюджет рос в том числе и за счет привлечения крупных налогоплательщиков, преимущественно из числа госкомпаний. Будет ли продолжаться этот процесс? Правда ли, что вслед за «Газпром нефтью» в Петербург может переехать «Газпром-экспорт»?

– Мы со многими ведем переговоры.

– С кем еще?

– Это секрет.

– Это газпромовские структуры?

– В том числе.

– А отрасль можете назвать?

– И финансовые институты, и не финансовые. Например, крупные промышленные компании могут создать или перевести в Петербург инженерные центры, поскольку у нас есть технические университеты и достаточно квалифицированных людей. Мы общаемся кое с кем по этой тематике. Это наш бизнес. Многие компании думают о том, какие преимущества существуют в Петербурге.

– Какие же это преимущества?

– Например, по сравнению с Москвой меньше расходы на персонал при том же уровне квалификации. Средняя зарплата в Питере ниже, чем в столице. Поскольку в штаб-квартирах основные издержки – это заработная плата, конечно, это преимущество. Одновременно Петербург – это современный мегаполис с развитой инфраструктурой, а издержки на аренду недвижимости, на услуги связи ниже. У нас все дешевле, чем в Москве, на 20–30%. Ну и безусловный плюс Петербурга – европейская архитектура, белые ночи и активная культурная жизнь: театры, музеи, выставки, концерты. В Петербурге можно не только продуктивно работать, но и хорошо отдыхать.

– Но после переезда штаб-квартир арендные ставки и зарплаты вырастут.

– Это рынок. Деньги перетекают, как вода.

– Неужели «Газпром нефть» понизит зарплату тем людям, которые переедут в Петербург?

– Те, кто согласится на переезд, может, получат дополнительные бонусы, но не все согласятся. Остальных будут набирать здесь, видимо. И потом, в Москве крупных компаний много, а для Петербурга это весомо и статусно.

– Планируете ли переговоры с крупными налогоплательщиками во время форума?

– Да там на каждом углу крупный налогоплательщик. Кого ни возьми за руку – крупный налогоплательщик.